Эксперты из автономной некоммерческой организация «Трансперенси Интернешнл — Россия» (признана в России иностранным агентом) провели исследование и выяснили, что система питания в московских школах крайне не прозрачна. 95% образовательных учреждений не публикуют информацию о качестве питания. Это ведет как к потребительским, так и коррупционным рискам, предупреждают авторы исследования.
Эксперты из «Трансперенси Интернешнл — Россия» решили выяснить, насколько прозрачна работа системы питания обучающихся в образовательных комплексах (далее ОК — прим. ред.) Москвы. В частности то, насколько подотчетны и понятны официальные сайты школ, где собрана информация об организации питания.
В ходе исследования эксперты отобрали 58 образовательных комплексов, которые расположены в 12 административных округах Москвы. Эти школы включают от 10 до 22 корпусов (т.е. наиболее крупные). Затем они проанализировали сайты этих ОК, подведомственные столичному Департаменту образования и науки.
Сбор и проверка данных сайтов проводился в период с 1 апреля по 30 августа 2020 года. Следовательно, наиболее актуальной информацией, доступной на сайте, считаются данные, которые были опубликованы на 2019/20 учебный год. Основной метод сбора данных — поиск информации в открытых источниках.
Авторы исследования уверены, что основное преимущество прозрачности данных для любой организации в сокращении разрыва между производителем и потребителем. «Прозрачность информации помогает потребителям делать более осознанный выбор, а производителю — изучать запросы потребителей и повышать качество товаров и услуг в соответствии с пожеланиями своих клиентов», — отмечают эксперты «Трансперенси Интернешнл — Россия»».
Однако несмотря на то, что у всех школ есть собственные сайты с похожей структурой, лишь две ответили на запрос о доступе к информации. При этом предоставленная ими данные были неполными.
В целом же наполнение сайтов школ неоднородно. Данные публикуются в разных форматах и на разных страницах, так как нет четких указаний на этот счет. Зачастую публикуется устаревшая информация. К тому же часть необходимых сведений может в принципе отсутствовать на сайте, говорится в исследовании.
Из 58 школ лишь 28 (48,28%) опубликовали на своих сайтах приказ о создании/положение о работе комиссии по питанию и список ее членов. А ведь именно этот орган должен контролировать организацию питания в школах. При этом план работы таких комиссий смогли предоставить лишь 14 (24%) школ.
Важно отметить, что хотя родители учащихся имеют право участвовать в работе комиссий, лишь 14 (24%) ОК информируют их о такой возможности и проводимых проверках. Ни на одном школьном сайте не было подробных данных, как родители могут это сделать.
«Исследование также показало, что 95% школ не интересуются мнением учащихся и родителей о качестве питания либо не заинтересованы в публикации этой информации. На их сайтах нет опросов о качестве питания», — говорится в докладе.
Но сложно не только получить данные о контроле за питанием учащихся. Проблема есть и с доступом к информации о финансовой деятельности образовательных организаций. Например, информацию о суммах, которые заплатили родители за школьное питание.
По результатам исследования около 60% школ (34 из 58) разместили на сайтах копии контракта на поставку питания со всеми приложениями. А вот данные о количестве средств, поступивших от родителей на покупку школьного питания, не опубликовала ни одна образовательная организация.
Все «это приводит как к потребительским, так и коррупционным рискам: родители не знают, кто и чем кормит их детей, и как они могут повлиять на выбор поставщика. Не укрепляют родительское доверие и многочисленные случаи отравления в школьных столовых», — заключают авторы исследования.
В Финляндии базовое образование обязательно с 1921 года. С 1948 года каждый финский ребенок имеет право на бесплатное ежедневное школьное питание в начальной и средней школе.
Средства на него выделяются из общего бюджета страны на образование. Местные власти отвечают за обеспечение дошкольного и базового образования для всех жителей муниципалитета. Они же формируют бюджет на эти цели. Государство снабжает муниципалитеты деньгами через систему трансфертов. Она покрывает приблизительно 25% расчетных расходов на образование.
При этом муниципалитеты могут сами распределять трансферты по нуждам образовательных комплексов. Питание в детских садах оплачивает не государство, а родители.
К тому же в некоторых школах есть специальные комитеты, в которые входят педагоги, учащиеся, медицинские работники и организаторы питания в этом учебном заведении. Они встречаются не реже двух раз в год и вместе решают имеющиеся проблемы
«Создание и поддержание устойчивых практик требует долгосрочного сотрудничества. Все участники должны стремиться к достижению общей цели вне зависимости от поли- тических выгод; основная государственная услуга не должна зависеть от политических изменений», — говорится в совместном докладе Министерства социального развития и Министерства образования Финляндии School Meals for All (2019).
Российская власть продолжает хаотично пополнять списки «иностранных агентов», добавляя в них некоммерческие организации, средства массовой информации, журналистов, политиков, активистов и правозащитников. Мы вынуждены указать, что «Трансперенси Интернешнл — Россия» внесен в «реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента».