будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Айрян Николай

Отрицательный административный отбор

Область идей, задействованных в обсуждении политической реформы в России серьезно больше, чем публично объявленные “назначаемость губернаторов”, переход на пропорциональную систему выборов в Госдуму, и создание т.н. общественной палаты. Но концептуально все эти реформы выглядят чудовищно наивно.

В частности, среди проектов пока непублично обсуждается проект Совета Федерации о введении прямых выборов представителей этого органа, который, впрочем, опубликован в том числе и на сайте Сергея Миронова. Но, как и всякая инициатива по усилению отдельных органов власти и административных структур, она должна вызывать в том числе и жесткую настороженность в Кремле. Борьба рефлексов самосохранения – один из важнейших феноменов нашей общественной жизни.

Смысл феномена в следующем. И в обществе, и со стороны президентской власти, очевидно, возрастает недовольство целым комплексом беспорядков, появившихся в системе власти за последние годы, вместо беспорядков времен Ельцина, и имевших другую природу. Этому соотвествуют  "коридорные" слухи как о роспуске Думы, так и о недовольстве Сергеем Мироновым. Смысл этой тенденции в том, что увеличивается количество институтов, которые не имеют государственной функции, а представляющие их чиновники и политики вылезают далеко за пределы своих номинальных полномочий и строят цели по захвату и расширению политической и административной ниши. Такие структуры иногда уничтожаются, что логично, – например, налоговая полиция, но на их месте неизменно появляются новые.

Классический пример – это Совет Федерации, который быстро становится административным суррогатом второго порядка. Функцию согласования элитных региональных интересов, “боярской Думы” частично взял на себя сначала Госсовет, а в скорости, в процессе реформы региональной власти, наверняка нужно будет придумывать новый институт. И если в самом Совете Федерации есть группы лоббистов и законодателей, отрабатывающий отдельные локальные проекты и линии, то руководители подобных структур очень быстро теряют ориентацию в пространстве, начинают строить свою политическую карьеру и соответственно представлять опасность для институтов власти, которые наделены какой-то определенной функцией.

Кстати, Случай Сергея Миронова - тяжелый, поскольку формально он возглавляет ветвь власти, имеет собственную партию, но ни имеет ни функции, ни самостоятельного политического содержания. В таких ситуациях естественным стремлением является попытка захвата большей власти и полномочий. Подобный случай был с Верховным Советом, который в начале 90-х потерял управление по вертикали советской власти, но сохранил амбиции. Сейчас сам институт не может иметь похожих амбиций, но его лидер, очевидно, не может ограничиться только защитой вымирающих выхухолей, как это было в кампании “Партии жизни”. Борис Грызлов объективно все-таки не так сильно раздираем противоречием между функцией и статусом в виду той роли, котрая в в управлении и в разговоре с элитами имеет партия власти

Властный кризис, очевидно, имеет не личностную, а системную причину, отражающую кризис управления и политики вообще. Можно быть сколько угодно лояльным президенту, но объективная потребность властного института защищать и расширять полномочия в условиях, когда функции государственного управления существуют отдельно от органов власти и параллельно им, порождает внутриадминистративные оппозиции.

Тенденция усиливается тем, что старые члены управленческой элиты остаются в управлении, а не уходят писать мемуары или готовиться к суду по фактам их деятельности, возглавляя структуры с неопределенными функциями и полномочиями типа Госнаркоконтроля или Министерства регионального развития.

Таким образом, проекты типа “назначаемости губернаторов”, реформы правительства или способа избрания Думы и Совета Федерации невозможно оценивать вне анализа всех завалов, образовавшихся в российской административной системе. Следует различать два типа управленческих коллизий.

Во-первых, органы, которые наделены важной функцией, но оформлены в отдельный формальный институт власти, с законодательными ограничениями полномочий и независимой легитимностью (типа отдельных подразделений Администрации президента – “министерства политики”, Генпрокуратуры или Госсовета). Оздоровление управления требует либо придачи этим структурам легитимность и общественный вес, подобающий функциям, либо переноса этих функции и перевода исполнителей в другие органы, где бы их деятельность была бы ограничена законными и политическими механизмами.

Во-вторых, органы, которые наделены большим формальным статусом, но теряющие функцию, функциональную оспособленность и авторитет – типа большинства правительственных ведомств после реформы, милиции или современного российского парламента (элитные интересы он больше не согласовывает с одной стороны, а с другой – не являются и трибуной разных общественных мнений). Здесь необходимо либо пересмотреть функцию и конструировать такой способ формирования этих органов, который бы сделал их способными к исполнению своих задач. Либо научиться закрывать такие структуры (строя новые ровно под функцию), а “отработавших” чиновников удалять за пределы управленческих органов.

Продолжение данного кризиса управляемости приведет к тому, что на следующем этапе политическая власть окажется в руках тех, кто вообще ни в какой степени не способен к управлению страной, и ничем не ограничен в своих безумствах.

Айрян Николай
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).