Репетиция парада накануне парализовала движение в столице. Казалось бы: зачем возить танки на Красную площадь, если из-за этого страдают миллионы граждан? А затем, что парад выполняет важную роль в создании мифа о власти. Власть цепляется за символы брежневской эпохи, потому что других источников легитимности у нее нет.
У столичных автомобилистов и без того мало поводов для радости: город для движения неудобен, едет кое-как и риски попадания в ДТП довольно высоки. Накануне все эти соображения можно было смело умножать на два, а то и больше. Почти весь город стоял в мертвой пробке. Даже после полуночи было довольно много мест в столице, где движение было всерьез затруднено.
Причина понятна — репетиция парада на Красной площади, по какому случаю с шести вечера перекрыли целый ряд центральных столичных улиц. В параде с недавних пор участвует бронетехника и ее надо для репетиции как-то доставить на Красную площадь — вот и перекрывают улицы для прохода танков.
Тверская, по которой в Москву движется танковая колонна, вообще представляет собой зрелище не для слабонервных, но на автолюбителей должна навевать уныние, если не панику. Понятно, что перекрытие нескольких центральных транспортных артерий города существенно повышает нагрузку на остальные трассы, и без того перегруженные. Вот и стоят автомобилисты часами ради славы русского оружия.
Речь здесь, разумеется, следует вести не столько о самом параде и его репетиции, но о транспортных проблемах мегаполиса, возможность проехать по которому сильно осложняется даже перекрытием на час-другой одной трассы для проезда первого лица. Однако серьезной дискуссии в политическом поле на этот счет не обнаруживается.
Общественность, в лице рядовых автомобилистов или какого-нибудь движения «Синие ведерки» негодует (см. Маячок капитализма), эксперты предлагают какие-то решения (см. например лекцию Михаила Блинкина Этиология и патогенез московских пробок), а вот власти как бы ничего поделать не могут. И на слушаниях в Госдуме пару лет назад главный гаишник сетовал, мол, знаем, что перекрытие под кортеж приводит к пробкам, но, видимо, безопасность тех, кого охраняют, важнее.
А почему важнее? Нет, рациональное звено имеется. Протоколы безопасности службы охраны и годами наработанные практики (в том числе в ходе покушений на первых лиц) буквально вынуждают перекрывать улицы по случаю визита ВИПа куда-либо. Начальники наши в результате видят другие улицы, натурально «обездвиженные». Наблюдал я Мясницкую без единой машины перед визитом Путина в Высшую школу экономики — инфернальное зрелище из американского постапокалиптического фильма. Как начальству не страшно — не понимаю. Не от того, что сейчас вот будет покушение, а от лицезрения этого вымершего пространства с вкраплениями живых гаишников.
Но все-таки — почему важнее? И почему ради того, чтобы прогнать несколько десятков железок вдоль Кремля, непременно надо красть время и силы у «человека труда» (о котором так заботился в предвыборную пору будущий президент), пусть даже и труда офисного? Если даже включить «рациональное» объяснение, что за то время, которое в пробке простоит президент или премьер, все вместе стоящие в пробке граждане и половины той пользы не принесут, то к танкам-то это явно не относится, от них сплошь траты госбюджета и мало видимых профитов.
Важнее — не с точки зрения граждан, а с позиции властных практик — парад с кортежем в смысловом пространстве. И то, и другое явление проходит по статье самопрезентации власти. Что, с точки зрения власти, куда как важнее неудобства отдельных граждан. Власть демонстрирует окружающему населению, что она вольна — ради его, населения блага, естественно — вести себя отлично от прочих граждан. И что она сильна, могуча и сакральна. Конники разгоняют толпу зевак, следом идут герольды, и наконец появляется монарший эскорт. Правитель, скажем, следует на турнир, где монаршья дружина продемонстрирует чудеса владения оружием (чем не парад воинской славы, кстати?).
Еще феодальная или даже античная практика в нынешнем российском виде сложилась в послевоенное время, где-то уже при Брежневе. Тогда по Красной площади тоже гоняли танки и огромные муляжи ракет. У того действа, правда, был и иной, вполне рациональный смысл — показать силу не только собственному населению, но и вполне конкретному внешнему врагу, который трансляции советского телевидения с огромным вниманием отсматривал.
Сегодня внешний враг превратился в чистой воды симулякр: он где-то есть и что-то против России злоумышляет, но бомбить прямо завтра определенно не будет. Более того, ему — в лице, скажем, наших стратегических партнеров по НАТО — как раз про нашу армию все известно, в отличие от граждан. Адресатом пропагандистской жвачки теперь являются исключительно они.
Гражданам объясняют, что «Россия встает с колен», что в переводе может означать что-то вроде — «все будет как при Брежневе, только сытнее».
Парад, гимн, кортеж, пышный церемониал, многочасовые доклады «товарища Генерального секретаря» в квазипарламенте, где заседает нерушимый блок «коммунистов и беспартийных» или в нынешнем изводе «жуликов и воров». И далекая уже по времени Великая Война, в которой МЫ ПОБЕДИЛИ.
Из «Единой России» не получается КПСС (см. «Партия Медведева» вместо «партии Путина»), гимн выходит пародийный и «с Богом внутри», парады лишь демонстрируют силу оружия, но не отражают положение дел в армии, да и применять это оружие никто не собирается, парламентарии с новым Генсеком вступают в дискуссии. А вместо батальонов, которые «просят огня», и «В бой идут одни старики» у нас фальшивые поделки вроде карнавальных «Мы из будущего» или, прости Господи, «Цитадели». Но в качестве телекартинки все это годится — власть та же, потому и правит. Да, на «Мерседесе» вместо ЗИЛа и даже с айпадами, но это веяния времени, что поделаешь.
Деникин с царской семьей и даже РПЦ не работает, не выборы же впрямь проводить? Граждане несознательные, все норовят проголосовать не за тех, за кого надо.
Кортеж в этом смысле — такой же ритуал и атрибут большого начальства. Один политтехнолог рассказывал, что на их кандидата, в регионе человека весьма авторитетеного, накануне выборов завели уголовное дело. И кандидат улетел куда-то в Европу, о чем конкуренты радостно сообщили населению («спасаясь от преследования, бежал» и так далее). На что политтехнологи придумали изящный ход — начали гонять пустой кортеж кандидата от его дома до места работы. Джипы, «мерседесы», милицейское сопровождение. Расчет был простой: население просто поверит собственным глазам, а не услышанному от конкурентов. «Вот же он, едет, а что нам врут?». Расчет сработал — кандидат победил, физически находясь не просто вне пределов региона, но вне пределов страны вообще. Кортеж заменил человека.
То же можно рекомендовать и российскому верховному начальству — зачем вообще куда-то ездить? Их функции легко может заменить кортеж, вместо армии будет парад, никто и не заметит. А пробки москвичи потерпят, дело государственное и на требования граждан в этом случае можно и не обращать внимания. Всем понятно, власти в том числе, что имитация брежневского СССР не может работать вечно, но пока она работает и отказываться от нее власть самостоятельно не будет.
Фоторепортаж Полит.ру