будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна

Параллельная жизнь в Чечне

? Каковы полномочия встречи представителей неправительственных правозащитных организаций и представителей государственных органов власти Чеченской Республики?

? На Гражданском форуме, во время встречи за круглым столом с представителями военной и гражданской прокуратуры, помощником президента Ястржембским, министром РФ Елагиным было решено создать «переговорную площадку», на которой правозащитники и представители государственных структур будут обсуждать те происшествия, которые произошли за месяц на территории Чечни, возможности изменения ситуации, предложения по мирному урегулированию особо конфликтных ситуаций. Встречи планировалось проводить раз в квартал в Москве и каждый месяц в Знаменском, на территории Чечни. Организатором ежемесячных встреч является бюро представителя президента по соблюдению прав и свобод человека в Чечне Каламанова. Надо сказать что Каламанов слово держит, и эта встреча в Знаменском=? уже вторая, на ней, как и в пошлый раз присутствовали представители военной и гражданской прокуратур, комендант Гудермесского района, представители МВД.

К сожалению, в Москве ни одной такой встречи еще не было проведено, правда, перед отъездом в Чечню мне звонили из офиса Ястрежембского и сказали, что встреча состоится в конце марта, хотя по плану она должна была пройти еще в феврале.

? «Мемориал» достаточно тесно сотрудничает с бюро Владимира Каламанова. В чем это сотрудничество заключается, и какова его история?

? Когда началась вторая чеченская кампания, «Мемориал» создал офис в Назрани. Мы поняли, что поездки, пусть даже и частые, не дадут нам всей полноты информации о том, что происходит в Чечне. Все материалы о происходящем в Чечне мы рассылали в государственные структуры и в международные гуманитарные организации, а когда возникло бюро Каламанова, мы стали посылать их и ему. Представитель президента понял, что наши материалы достоверны, грамотно собраны и отражают реальную ситуацию. И практически с первых дней существования бюро представителя президента возник вопрос о его сотрудничестве с правозащитными организациями. Каламанов выбрал нас, потому что счел, что «Мемориал» является лидирующей организацией в этом направлении, а значит на нашу информацию он может опираться. Таким образом появилось его предложение об открытии совместного офиса в Чечне, и в 2000 году в Грозном офис был открыт. Совместно с сотрудниками бюро сотрудники «Мемориала» составляют списки исчезнувших людей, помогают жителям Чечни в поиске родственников. Кроме того, лично Каламанов помогал в освобождении наших людей на блокпостах.

? То есть получается, что, собственно встреча с сотрудниками бюро не составляла главную цель?

? Да. От бюро представителя президента на встрече присутствовал заместитель Каламанова Лема Хасуев, который взял на себя председательские функции. И только. Основными нашими собеседниками стали не сотрудники каламановского офиса и не сотрудники гражданской прокураты, а военные.

Как всегда, разговор был не из легких, военные упорно «обороняли» свои позиции. Впрочем, обвинения в сторону правозащитников со стороны военных были достаточно стандартны. Комендант Гудермесского района генерал-майор Павленко все время задавал нам вопросы о том, почему «Мемориал» не говорит о нарушениях прав человека боевиками. Сама постановка вопроса в данном случае свидетельствует о его неподготовленности к встрече. В отношении боевиков, воюющих на территории Чечни позиция «Мемориала» всегда была однозначна. Боевики =? бандиты, они убивают людей, которые сотрудничают с администрацией, они подкладывают фугасы, убивают милиционеров, но мы не можем посадить перед собой Басаева иди Хаттаба и сказать им: «Ребята, соблюдайте Уголовно-Процессуальный Кодекс, Уголовный Кодекс, Конституцию РФ, нормы гуманитарного права»=? это нереально. Зато реально, что федеральные силы используют методы бандитов, и за столом переговоров перед нами сидят люди, которые ответственны за то, чтобы операция в Чечне проходила согласно законодательству.

В любом случае, эта встреча имела некоторый положительный эффект, потому что военные понимают, что факты нарушения прав человека федеральными войсками известны общественности, и они должны принимать меры методом давления внутри самой армии.

? Как Вы считаете, на сколько результативны эти встречи? То есть действительно ли для урегулирования ситуации с правами человека в регионе подобными встречами можно и ограничиться?

? У меня такое впечатление, что в Чечне идет параллельная жизнь. Вот мы собираемся, идет совещание, мы говорим о том, что надо написать детальную инструкцию по проведению спецопераций (зачисток) и обеспечить нормальный правовой статус фильтрационных пунктов, мы признаем, что есть факты нарушений, и тем не менее жизнь налаживается-

И есть другая жизнь. Мы приехали в Урус-Мартан, зашли в свой офис, и тут же к нам кинулась толпа женщин, у которых пропали дети и мужья. Разумеется, первый человек, к которому мы обратились, был прокурор Урус-Мартана Румянцев. Румянцев действительно инспектирует СИЗО, пытается присутствовать при зачистках. Он действительно хочет изменить ситуацию к лучшему, но на весь Урус-Мартановский район приходится только 7 сотрудников прокуратуры, и они физически не могут отследить все происшествия. Зачистка обычно идет два-три дня, и, как правило, одновременно в нескольких селах, а это значит, что надо снимать следователей с работы по уже открытым делам и направлять их в район зачисток. То есть прокуратуре катастрофически не хватает людей для того, чтобы держать ситуацию под контролем. Во время наших визитов мы наблюдаем бессилие прокуратуры перед военными, которые совершают зачистки. В ряде случаев перед проведением зачисток военные действительно оповещают сотрудников прокуратуры, и тем не менее люди исчезают. Где они исчезают? Просто военные увозят их в места незаконного содержания, куда гражданский прокурор не имеет доступа.

Еще один пример. Во время нашего пребывания в Грозном 2 марта в центральном районе города проходила зачистка. Прямо с улицы военные забрали 7 человек строителей-чеченцев. Разумеется, с помощью родственников мы сразу составили пофамильный список пропавших и даже без составления официального заявления обратились в грозненскую прокуратуру. Потому что мы понимаем, что если людей не вытащить сейчас, то потом они могут просто пропасть. Заместитель прокурора нас принял безо всяких проволочек, просмотрел список и сразу принял дело об исчезновении к производству. Через два дня эти люди уже были найдены и отпущены.

И тем не менее, ни наших сил, ни сил прокуратуры не хватает. Пока мы ведем безусловно нужные и полезные переговоры с военными люди продолжают погибать. Например с 28 января по 4 февраля в селе Старые Атаги проходила очередная зачистка. Пятеро жителей села оказали сопротивление военным и были убиты, еще четверо пропали. По факту исчезновения было возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Первого марта, когда я приехала в Назрань, родственники пропавших принесли мне фотографии опознанных трупов этих людей...

По итогам встречи в Знаменском 28 февраля его участниками было составлено следующее коммюнике:

Коммюнике о второй встрече представителей неправительственных правозащитных организаций и представителей государственных органов власти Чеченской Республики
(Чеченская Республика, с.Знаменское, 28.02.2002)

28 февраля 2002 г. в селе Знаменское Надтеречного района Чеченской Республики в помещении Бюро Специального представителя Президента РФ по обеспечению прав человека в ЧР состоялось очередное заседание Постоянной Рабочей группы. Решение о создании такой рабочей группы, состоящей из представителей как неправительственных организаций, так и органов государственной власти в ЧР, было принято на первом заседании 12 января 2002 г.

Во встрече в Знаменском принимали участие

от неправительственных организаций:

<«I class=text>представители общества «Мемориал»=? О.П. Орлов (председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал»), Т.И. Касаткина (исполнительный директор ПЦ «Мемориал»), А.В. Черкасов (член Совета ПЦ «Мемориал»), Э. Мусаева (руководитель назрановского пункта ПЦ «Мемориал»), Д. Ицлаев (руководитель Урус-Мартановского пункта ПЦ «Мемориал»), Н. Эстемирова, Л. Базаева, У. Байсаев, Э. Алиев; <«I class=text>председатель Комитета «Гражданское содействие» С.А. Ганнушкина; <«I class=text>от Чеченского Комитета национального спасения (ЧКСН) Б. Дудаев; <«I class=text>представители Общества российско-чеченской дружбы=? И. Эжиев (сопредседатель ОРЧД), М. Эжиев; <«I class=text>от общественной организации «Спасем поколение» Р. Изнаурова; <«I class=text>председатель фонда «Низам» А. Исаев; <«I class=text>от общественной организации «Нийсо» З. Махаджиева; <«I class=text>от межрегиональной миротворческой общественной организации «Эхо войны» М. Эльдиева; <«I class=text>от гуманитаарной общественной организации «Горный родник» И. Алдамов; <«I class=text>от общественной организации «Моя земля» З. Даурбекова; <«I class=text>председатель Союза чеченских общественных организаций А. Истамулов;

от органов государственной власти во встрече принимали участие:

<«I class=text>исполняющий обязанности Коменданта Чеченской Республики, заместитель Командующий Объединенной группировкой войск (сил) в ЧР, комендант Гудермесского района генерал-майор А.Д. Павленко; <«I class=text>заместитель начальника Управления ФСБ по ЧР А.П. Потапов; <«I class=text>В.Г. Черняев, 1-й заместитель Прокурора ЧР; <«I class=text>И.Ф. Нигматулин, старший помощник Прокурора ЧР; <«I class=text>С.А. Коломиец, военный прокурор ЧР; <«I class=text>А.С. Дакаев, заместитель начальника УВД МВД РФ по ЧР; <«I class=text>Л. Хасуев, заместитель Специального представителя Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории Чеченской Республики.

Повестка дня заседания

Информация о результатах рассмотрения вопросов, поставленных на организационном заседании 12 января.

Причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям прав человека в ходе проведения федеральными силами «специальных операций» («исчезновения» и убийства людей).

О неотвратимости наказания правонарушителей при расследовании уголовных дел по фактам исчезновения, убийств и незаконным задержаниям граждан.

Разное.

1 а) На предыдущем заседании постоянной рабочей группы представители правозащитных организаций выдвинули ряд конкретных предложений, с которыми согласились все присутствующие представители государственных органов власти:

<«I class=text>на бортах всех бронемашин в обязательном порядке должны быть обозначены их номера; <«I class=text>при проведении специальных операций в населенных пунктах старший группы представителей федеральных сил, которые входят в дом или помещение, должен представиться его хозяевам и предъявить документы; <«I class=text>по окончании специальной операции должностное лицо, руководившее этой операцией, в обязательном порядке должно передать главе администрации населенного пункта полный и исчерпывающий список всех лиц, задержанных в данном пункте в ходе операции, с указанием причины их задержания и места, куда эти люди будут доставлены.

28 февраля 2002 г. представители «Мемориала» сообщили собравшимся, что во исполнение просьбы Командующего ОГВ (с) В.И. Молтенского ему от имени «Мемориала», Чеченского Комитета национального спасения и Общества российско-чеченской дружбы было направлено письмо с изложением вышеперечисленных предложений. Однако за прошедшие с прошлого заседания полтора месяца ни одно из этих предложений на практике не исполнялось. По-прежнему у многих бронемашин номера либо вообще отсутствуют, либо замазаны грязью. По-прежнему в ходе спецопераций представители федеральных сил, входя в дома, не представляются. Лишь в одном случае=? во время «зачистки» села Старые Атаги (28 января=? 4 февраля) представитель органов прокуратуры представил главе местной администрации список задержанных жителей села. По-прежнему происходит исчезновение людей, задержанных представителями федеральных сил.

В ответ первый заместитель прокурора ЧР разъяснил, что в том случае, когда о проводимой спецоперации извещаются органы прокуратуры, то в обязательном порядке составляются исчерпывающие списки задержанных лиц. Однако директива о взаимодействии территориальной и военной прокуратур с командованием ОГВ (с) не предусматривает передачу таких списков главе администрации. Вопрос о претворении такой меры в жизнь может быть решен в будущем, но для этого данное положение должно быть закреплено руководящим документом Командующего ОГВ (с), но такого документа пока нет.

Отвечая на заявление представителей неправительственных организаций и.о. коменданта ЧР, в свою очередь, заявил, что соответствующий приказ Командующего, в котором предлагаемые меры закреплены, уже существует. Представители правозащитных организаций могут даже получить выписку из этого приказа.

Однако в ходе последующего диалога выяснилось, что и.о. коменданта имел в виду приказ и.о. командующего ОГВ (с) » 145 (май 2001 г.), с которым представители правозащитных организаций давно знакомы. В приказе речь идет о необходимости в ходе спецопераций вести учет задержанных, налаживать взаимодействия военных и сотрудников прокуратуры и т.п., но ничего не говорится о вышеперечисленных мерах, предложенных правозащитниками.

На это и.о. коменданта ЧР заявил, что «согласно уставу предполагается, что номер на боевой технике уже имеется- Не надо отдавать приказ, чтобы солнце всходило=? оно и так взойдет, поэтому номер=? он там есть.» Проверку же паспортного режима должны проводить сотрудники милиции, а они автоматически должны представляться, входя в дом, и соответствующего приказа не требуется. Что же касается списка задержанных, то он имеется в документации проведенной спецоперации и хранится в воинской части, откуда его любое заинтересованное лицо может затребовать.

Представители правозащитных организаций отметили, что и.о. коменданта сам прибыл на встречу на БТРе без видимых номеров и демонстрирует явное нежелание принимать простейшие практические меры, направленные на уменьшение количества правонарушений, совершаемых в ходе спецопераций.

Выступившие представители органов прокуратуры (как территориальной, так и военной) сообщили, что 10 февраля 2002 г. на заседании Регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции рассматривался вопрос о наведении порядка при проведении спецопераций. В настоящее время во исполнение принятых решений представители прокуратуры, комендатуры и ОГВ (с) разрабатывают инструкцию по проведению специальных операций. Появление подобной инструкции можно ожидать к апрелю-маю=с.г. Среди прочих норм в этой инструкции могут появиться и нормы, предлагаемые правозащитниками. Кроме того, предполагается возложение ответственности за нарушения, допущенные в ходе спецоперации, на командира операции. По завершении же спецоперации от хозяев домовладений и глав администраций будут получать письменный документ об отсутствии или наличии претензий. (Возможность появления в инструкции последней нормы вызвало резкие возражения правозащитников).

На вопрос представителей правозащитных организаций о возможности ознакомить население с теми пунктами данной инструкции, которые касаются взаимоотношений федеральных сил и местных жителей, представители прокуратуры ответили утвердительно.
Тем не менее, представители правозащитных организаций на данный момент зафиксировали не выполнение ранее достигнутых договоренностей. По мнению же представителей прокуратуры, «идет работа по выполнению договоренностей».

1 б) По первому же пункту повестки дня от представителей прокуратуры были получены ответы по ряду запросов, переданных им на прошлом заседании (12 января).

По запросу о массовых нарушениях прав человека со стороны представителей федеральных сил в ходе спецоперации («зачистки») в селе Цоцин-Юрт (30 декабря 2001 г. =? 3 января 2002 г.) 1-й заместитель Прокурора ЧР сообщил, что прокуратурой возбуждено 7 уголовных дел по фактам разбойных нападений на местных жителей. Кроме того, выделены в отдельное производство три уголовных дела по фактам «исчезновений» и убийств задержанных людей.

Следует отметить, что 12 января Командующий ОГВ (с) В.И. Молтенской заявил, что он руководил операцией в Цоцин-Юрте и назвал данные правозащитников о преступлениях, совершенных в ходе этой операции, «неправдоподобными». Прокурор же ЧР Чернов сообщил тогда, что ему не известны данные факты, но обещал их проверить.

По запросу о массовых нарушениях прав человека со стороны представителей федеральных сил в ходе спецоперации («зачистки») в селе Автуры (1-3 декабря 2001 г.) первый заместитель Прокурора ЧР сообщил, что этой спецоперацией командовал генерал Богдановский, что против военнослужащих внутренних войск возбуждены уголовные дела по статьям 126 (похищение человека) и 162 (разбой) УК РФ. 15 января 2002 г. эти дела были переданы из прокуратуры ЧР в военную прокуратуру Шалинского района. В настоящий момент пока никто из военнослужащих к уголовной ответственности не привлечен.

По фактам исчезновений семи человек в Урус-Мартановском районе, троих членов семьи Черухановых в селе Ойсхара, гражданина Вадилова в селе Валерик представители прокуратуры сообщили, что запросы переданы в районные прокуратуры и там идет работа. Местонахождение этих лиц пока не установлено.

2) В выступлениях по пункту второму повестки дня представители правозащитных организаций утверждали, что: на территории Чеченской Республики в законном порядке не введен какой-либо особый правовой режим, отменяющий действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, не предусмотрено и функционирование каких-либо особых мест содержания задержанных гражданских лиц, кроме изоляторов временного содержания.

Между тем, на территории Чеченской Республики сознательно создан правовой вакуум, благодаря произвольному и расширительному использованию Закона «О борьбе с терроризмом» здесь действует особый режим ограничения прав и свобод граждан России.

Массовые задержания гражданских лиц сотрудниками федеральных силовых структур в условиях правового вакуума и фактической бесконтрольности не могли не породить массовые нарушения прав человека: избиения, издевательства, пытки и исчезновения. За фасадом официальной системы мест содержания задержанных, дознания и следствия действует неофициальная система незаконных мест содержания в расположениях воинских частей и т. п.

По мнению представителей неправительственных организаций, предотвратить грубые и массовые нарушения прав человека в ходе «зачистки» населенных пунктов и «фильтрации» можно только приведя их в соответствие с нормами российского законодательства, в частности, Уголовно-процессуального кодекса, который формально продолжает действовать в зоне так называемой «контртеррористической операции».

Проведению любой «спецоперации» в населенных пунктах должно предшествовать создание план-схемы этой операции с четким указанием зон ответственности конкретных подразделений. Представители органов прокуратуры в обязательном порядке должны быть ознакомлены с план-схемой перед началом спецоперации. О любых изменениях, вносимых в план-схему в ходе операции, представители прокуратуры должны быть немедленно уведомлены в письменном виде руководством операции. По окончании «специальной операции» план-схема и подробный отчет о ходе спецоперации должен быть представлен в органы прокуратуры лицом, осуществлявшим руководство «специальной операцией».

Необходимым условием для соблюдения прав человека в отношении лиц, задержанных в ходе «специальных операций по проверке паспортного режима», является либо доставление их в районный изолятор временного содержания при районном отделе внутренних дел, либо приведение временных мест содержания в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ИВС, в частности:

<«I class=text>явное четкое письменное формулирование оснований для задержания и помещение туда; <«I class=text>письменное оформление процедуры помещения задержанного во временные места содержания; <«I class=text>учет задержанных в соответствии с правилами и инструкции, действующими в отношении ИВС; <«I class=text>четкое и однозначное определение ответственности персонала временных мест содержания за жизнь, физическое состояние и безопасность задержанных; <«I class=text>четкое и однозначное определение должностных лиц, ведущих дознание в отношении задержанного; <«I class=text>организацию постоянного прокурорского надзора за временными местами содержания с момента начала спецоперации; <«I class=text>предоставление списка людей, доставленных во временные места содержания задержанных, главе администрации населенного пункта.

Необходимо добиваться резкого расширения штатов органов военных и территориальных прокуратур на территории Чеченской Республики. Во время «спецопераций» представители прокуратуры должны постоянно находиться среди подразделений, проводящих операцию, постоянно контактировать с местным населением.

Необходимо создание специальных смешанных следственных бригад из сотрудников Генеральной, военной и территориальных прокуратур, занимающихся расследованием случаев исчезновений людей, задержанных представителями федеральных сил в ходе «спецопераций» и «адресных проверок».

Представители прокуратуры, в свою очередь, согласились с тем, что четкой правовой базы, регламентирующей проведение специальных операций или даже контртеррористической операции, в целом, не разработано. Имеется основной, базовый Закон «О борьбе с терроризмом», принятый «в сыром виде». Например, этот закон дает право задерживать лиц для выяснения личности, однако сроки задержания при этом не обозначены. Поэтому приходится задействовать также ряд иных нормативных актов=? Кодекс об административных правонарушениях, уголовно-процессуальное законодательство, Указ Президента РФ «О борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством» и др. В отношении лиц, доставляемых на временные пункты проверки («фильтрационные пункты»), в настоящее время соблюдаются процессуальные требования=? оформляется протоколы об их задержании в порядке статьи 122 УПК. Другое дело, что такие пункты проверки не соответствуют (и вряд ли будут соответствовать) требованиям, предъявляемым к ИВС.

В ходе последовавшей дискуссии выяснилось, что не существует никакого законного правового статуса у временных пунктов проверки («фильтрационных пунктов»), создаваемых в ходе спецопераций у населенных пунктов. Не существует никакого нормативного акта, регламентирующего их функционирование.

Представители правозащитных организаций утверждали, что масштабные спецоперации по выявлению лиц, причастных к НВФ, как правило, сопровождаются грубыми и массовыми нарушениями прав человека, похищениями, исчезновениями и убийствами людей. Так называемые «эксцессы исполнителей» приняли системный характер. От этих операций, в первую очередь, страдают невинные люди. Виновные в совершении этих преступление наказываются чрезвычайно редко. В связи с этим было предложено отказаться от проведения масштабных спецопераций («зачисток») в населенных пунктах и перейти исключительно к операциям, направленным против конкретных преступников.

По сообщению первого заместителя прокурора ЧР, на заседании Регионального оперативного штаба контртеррористической операции 10 февраля с.г. высказывались такие же предложения. Однако было принято решение, не отказываясь от проведения спецопераций, приступить к разработке инструкции по проведению спецопераций.

По мнению и.о. коменданта ЧР, проводить спецмероприятия следует только и исключительно под руководством местных районных комендантов. К проведению таких операций необходимо также привлекать местную милицию и глав администраций. Такие меры резко снизят вероятность совершения противоправных действий в отношении местных жителей.

3) По пункту третьему повестки дня представители неправительственных организаций и прокуратуры высказали противоположные оценки.

По мнению правозащитников, наказываются лишь единицы из множества представителей федеральных сил, совершающих на территории Чечни тяжкие преступления против личности. Три четверти дел, возбужденных по фактам исчезновений и убийств граждан, задержанных представителями федеральных сил, приостановлены «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее обвинению».

Представители прокуратуры, наоборот, утверждали о имеющимся прогрессе в расследовании и профилактике подобных преступлений. Только за 2001 -2002 годы военной прокуратурой были направлены суды уголовные дела по обвинению 12 военнослужащих в совершении убийств. По ряду дел были вынесены суровые приговоры =? например, за убийства были осуждены военнослужащие на 18 лет и 11 лет лишения свободы, за разбойные нападения=? на 12 и 9 лет лишения свободы. Регулярно проводятся совещания представителей прокуратуры и командования ОГВ (с). Препятствия работникам прокуратуры в проведении следствия не чинятся.

Представителями правозащитных организаций снова, как и на первом совещании был поставлен вопрос об ответственности руководителей спецопераций за массовые нарушения прав человека, происходящих в ходе таких операций. В частности был поставлен вопрос об ответственности генерала Богдановского, руководившего целым рядом спецопераций.

В ответ и.о. коменданта ЧР сообщил, что генерал Богдановский и полковник Плотников удалены с территории Чеченской Республики.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).