Кадры решают если не все вообще, то очень многое — с этой нехитрой мыслью отечественные власти свыклись еще со времен Иосифа Виссарионовича Сталина. Потому подбор людей на управленческие позиции становится (в отсутствии рычагов ротации в результате демократических процедур или иных форм конкурентной борьбы) мучительной головной болью для правящей элиты.
Потому работа с кадрами обычно отдается под контроль силовиков (как вроде бы наиболее лояльных руководству и не самых коррумпированных людей), а процесс выбора периодически пытаются организовать если не целиком, то хотя бы частично «индустриально». И потому в процессе кадрового отбора имеется вполне конкретный коррупционный интерес. За попадание на госдолжность или даже за заявку на нее многие готовы платить реальные деньги.
«Поточный», процедурный метод подбора кадров в Кремле никак не получается выстроить. Очередная попытка предпринята: парламентским партиям предложили составить списки кандидатов в «кадровый резерв» для регионов. Как пишет «Коммерсантъ-Власть», партии попросили предоставить список из двух сотен фамилий их членов, способных что-то возглавить в регионах. Партии от предложения вроде бы не отказались, по крайней мере, глава фракции ЛДПР в Госдуме поведал «Коммерсанту», что жириновцы уже передали список из ста человек — по одному от каждого региона и полтора десятка от столицы.
Такого рода инициативу Кремль продвигал и раньше. От парламентской оппозиции были назначены губернаторы Забайкальского края (эсер Ильковский пока исполняет обязанности главы региона) и Смоленской области (жириновец Островский стал губернатором незадолго до возвращения прямых выборов). А сам термин «кадровый резерв» был введен в новейшую российскую политику несколько лет назад: в 2008 году по инициативе бывшего президента Медведева в Кремле начали формировать списки людей, способных в перспективе занять некие государственные управленческие посты.
В 2009 публике была представлена сначала «президентская сотня», а затем и тысяча потенциальных назначенцев. Часть из них после (правда, без особой связи с внесением в список) получила какие-то посты, часть так и осталась на «запасном пути». Единороссы, как это водится, сфрмировали собственный кадровый резерв. Однако даже в сфере чисто пиаровской или бюрократической инициатива оказалась хиленькой и после триумфального провала медведевского президентства ее практически свернули. Вернее: убрали из публичной плоскости. Списки резерва более не публикуют, а кадровую политику вернули в теневую, неформальную область.
Однако проблема как стояла перед властями разных уровней, так и осталась. На отсутствие «скамейки запасных» сетовал еще в бытность президентом Дмитрий Медведев. Владимир Путин хоть и придерживается принципа сохранения ведущих политических кадров в своей обойме, но все-таки проблемы имеются и у него. Когда требуется назначить, скажем, регионального чиновника, у Кремля зачастую оказывается в рукаве одна, если не ноль,кандидатур. Потому и назначения бывают ситуативные и довольно странные (вроде перемещений Сергея Шойгу с поста главы МЧС на губернатора Подмосковья, а затем обратно в правительство, но уже на пост министра обороны).
Кадровый креатив партийных структур, естественно, крайне сомнителен. Партии в политическом отношении не совсем самостоятельны, а принципы публичной политики предполагают, что в выступлениях их членов демагогии больше, чем реального представления о действительности. Да и партийный статус вовсе не означает какого-либо настоящего политического веса — так, еще один статус на визитной карточке.
Такой кадровый запрос, кажется, лишний раз подчеркивает тупик Кремля в кадровой политике: «свои» назначенцы заканчиваются или уже закончились, а новых непонятно откуда взять — сами не растут и условий для их выращивания не то, чтобы много. Потому и сидят на статусных должностях откровенно слабые, коррумпированные, случайные или слишком молодые и неопытные люди. И остается лишь надежда, что где-то имеются адекватные граждане, способные пополнить управленческую страту.
Проблема усугубляется тем, что система образования готовит кадры, мягко говоря, все менее ценные. И всяческие инициативы по поиску креативных и способных наталкиваются на то, что их в принципе немного. Вот и получается кадровый тупик, из которого выход так просто не найдешь. И слухи, что в администрацию президента в скором времени может вернуться на работу экс-министр финансов Алексей Кудрин, уже кажутся не домыслами, а суровой политической действительностью.
Потому и партийцы могут пригодиться. В конце концов, и новый подмосковный губернатор Андрей Воробьев, и куратор внутренней политики Вячеслав Володин были статусными единороссами. Авось и для регионов кто-то может сгодиться.