В отличие от многих, я не ожидал услышать от Путина в этот раз каких-либо откровений. Надо понимать бюрократическую природу подобных мероприятий – такое шоу является технологически очень сложным; в график соответствующих служб ставится месяца за два до назначенной даты, если не раньше; приглашения, вопросы, подводки тоже, естественно, делаются заранее. Конечно, с учетом последних событий в сценарий были внесены коррективы, но подготовить какие-то «прорывные» решения у аппарата просто не было времени. Они же не боги. Да и бессмысленно делать программные заявления за две недели до Нового года. Когда народ очнется от запоя, он и не вспомнит толком, о чем речь шла. Само мероприятие изначально носило дежурный характер и должно было обозначить начало предвыборной кампании. Кто же делает серьезные заявления в начале кампании? Заявления будут под занавес.
Всей конференции я не смотрел – я просто не могу позволить себе выбросить столько времени. Я включился ближе к концу, и убил на это дело часа полтора. Думаю, что 99% населения страны и этого не сделало. Так что эффективность подобного рода марафонов вызывает у меня большие сомнения. Если большинство граждан все равно услышат вождя в изложении Кати Андреевой, то зачем тратиться на реквизит? С учетом всех этих замечаний, я могу сказать, что, как мне показалось, Путин выглядел обычно: провисал, когда пускал в ход домашние заготовки и сальные шуточки, подготовленные аппаратом, о чем очень точно написала Юлия Латынина, избавляя меня от необходимости распространяться на эту тему подробно, и смотрелся выигрышно, когда импровизировал сам, демонстрируя врожденное умение быть «своим парнем».
Вообще на меня более угнетающее впечатление, чем Путин, произвела подобранная администрацией аудитория. Я не с Луны свалился, понимаю, что для «приглашенных» это бизнес, некая возможность решить свои личные проблемы. Почти каждый пришел со своим «шкурным» дельцем на уме, рассчитывая на будущие «поблажки». Но мне бы хотелось, чтобы гости скрывали эти свои меркантильные намерения более тщательно – пусть у того же Путина учатся. Опять-таки, всех я не видел, но мне хватило и Астахова. Я полагаю, что оператор допустил большую ошибку – эти глаза нельзя было снимать крупным планом. Павел дискредитирует предмет своего обожания, потому что мужчина не может так смотреть на другого мужчину. Я не рассматриваю, безусловно, нетипичные ситуации. В определенном смысле Путин вызывал сочувствие – абсолютно одинокий человек, окруженный алчной стаей, в которой всем от него что-нибудь надо.
У меня сложилось впечатление, что Путин пришел потянуть время, чтобы дать возможность своему аппарату сориентироваться в ситуации и подготовить «план «Б»». Он политически завис над сценой, высматривая площадку, на которую можно безопасно и эффектно приземлиться. Но из того, что Путин не нанес ответного политического удара «здесь и сейчас», вовсе не следует, что он его не нанесет вообще. Напротив, чем дольше я слушал Путина, тем больше мне казалось, что он может в будущем пойти на серьезные шаги. Так что я думаю, что зайцам в лесу рано радоваться. Будут им и репрессии, будет и политический туман, от которого голова пойдет кругом.
Путин поставил страну на паузу, и осматривается по сторонам. Я не психоаналитик, чтобы гадать, что у него на уме. Могу лишь представить, как бы я поступал на его месте. Я бы блефовал. Политический ресурс у Путина пока достаточный, чтобы быть весьма разнообразным в своем «ответном слове». Он не может позволить себе только изменить полицейскую суть режима и остановить разворовывание страны друзьями, потому что и то, и другое - основа власти. В остальном его политический диапазон остается очень широким. И, пока он не сузился, логично было бы пойти на крутой кадровый маневр, который спутал бы карты оппонентов и дезориентировал бы их года на полтора.
Есть одно важное обстоятельство, которое почему-то не принимается в расчет. Пока Путин находился в тени, он должен был держать своих людей на ключевых позициях, чтобы сохранять контроль над ситуацией и притормаживать Медведева. Теперь, когда он возвращается в президентское кресло, он может позволить себе, ничем особенно не рискуя, отвести своих людей в тень, чтобы они не мозолили глаза. Поэтому можно, проведя косметический ремонт политической системы, сформировать декоративное (frontline) правительство, воздвигнув между собой и обществом «реформаторский редут», который развернет бурную деятельность в экономической и социальной сфере. Это может быть чем-то вроде второго издания гайдаровского «правительства реформаторов» при совершенно «советском» Ельцине. Какая-то часть общества на это с радостью поведется, а, значит, давление на Путина временно ослабнет. Пока выяснится, что без устранения полицейского произвола и декриминализации государства и общества все эти реформы гроша ломанного не стоят, грянет мировой финансовый кризис, последствия которого на этих же реформаторов можно будет и списать.
Вообще «реформатор на коротком поводке» - это очень по-русски. Вопрос лишь в том – кто согласится? Мне кажется, что лестные отзывы о Кудрине и туман вокруг Прохорова свидетельствуют о поисках в этом направлении. Я думаю, что будут опробованы десятки людей, пока не сложится нужная комбинация. Не исключено, таким образом, что «модернизация» и «большое правительство» Медведева состоятся, правда, скорее всего, без самого Медведева. Он в таком раскладе явно лишний, хотя бы потому, что не является тем «новым лицом», которое нужно сегодня Путину для предвыборного плаката. Проблема, однако, в том, что Медведева очень трудно «утилизировать», сохранив его собственное лицо. Поэтому я все больше и больше волнуюсь за положение нашего Конституционного суда…
Это, однако, мои собственные домыслы, основанные на субъективных впечатлениях. Я не знаю, насколько адекватен сегодня Путин, насколько адекватны его команда и «ближнее холуево». В противном случае, все может уйти в диалог о предназначении презервативов в политике.