Депутаты обеспокоены масштабными сокращениями в МВД. А сотрудники обеспокоены тем, что за переаттестацию будут требовать деньги. Если так, то реформа будет представлять собой ухудшающий отбор — честные милиционеры предпочтут МВД покинуть.
Комитет Госдумы по безопасности в апреле планирует пригласить на свое заседание представителей руководства МВД для рассмотрения вопроса о том, как идет сокращение личного состава ведомства в соответствии с действующим законом «О полиции». Предложение, которое внес первый зампред комитета по безопасности единоросс Михаил Гришанков, было поддержано всеми депутатами.
Гришанков напомнил, что согласно закону «О полиции», до 1 июля должно пройти сокращение на 20% личного состава. «Однако я располагаю информацией о том, что в одном из регионов, как мне сообщили, была получена установка о сокращении 40% личного состава», – знает Гришанков. Член комитета коммунист Александр Куликов заявил, что у него есть информация о том, что «в сельских районах сокращение идет пачками».
В регионах еще и упраздняют целые отделения милиции: жеители некоторых сел Подмосковья жалуются, что после реформирования милиция сможет добраться к ним не ранее, чем через час.
Проблемы возникают не только в сельской области: недавно в эфире «Русской службы новостей» милиционеры жаловались на процесс реформирования. «Заставляют рядовых сотрудников, чтобы они чуть ли не наизусть заучивали новый закон о полиции», - жаловался один милиционер (что, заметим, неплохо — хотя бы профильный закон стражи закона будут знать). Такжесетовали сотрудники на переработку, а также мизерную зарплату. «Работать приходится сутками, выходные не дают, с переаттестацией ситуация не понятная. Требования повышают, а зарплата маленькая, на неё не прожить», - отметил в эфире РСН слушатель, представившийся милиционером.
«Сейчас некомплект,усиления выматывают,через раз работа за недостающую штатную единицу,отпуска тянут до последнего...А если ещё сократят,прописаться по месту работы?», - жалуется на одном из милицейских форумов сотрудник.
А председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин рассказал радиостанции об издержках реформирования, что многих правоохранителей руководители пугают тем, что они не пройдут переаттестацию, если будут настаивать на соблюдении своих прав, а также предоставлении законных выходных. При этом, по словам Пашкина, за то, чтобы не быть уволенным нередко правоохранители вынуждены платить начальству. «10 тысяч рублей стоит пройти переаттестацию в некоторых подразделениях в Подмосковье. До ста тысяч рублей стоит остаться в ГИБДД в Москве. В УБЭП только своих устраивают», - заключил Пашкин.
В МВД этот «прайс-лист», разумеется, опровергают. «МВД России официально заявляет, что данная информация не соответствует действительности. Алгоритм проведения внеочередной аттестации полностью исключает возможность подобных злоупотреблений и предусматривает коллегиальное принятие решения. Также в состав комиссий войдут представители общественности, что станет дополнительным механизмом контроля», – сообщил во вторник начальник управления информации и общественных связей МВД Валерий Грибакин.
Сотрудники опасаются того же, о чем говорит Пашкин. «Понятно, что все пройдут через квалификационную комиссию, интересно сам господин Бывалов кому будет сдавать комиссию, похоже там бутылкой коньяка не отделаешься. На мой взгляд, как бывшего сотрудника опять пройдут все свои и наши, такие везде нужны, а неугодных и принципиальных в другие ведомства в лучшем случае. Сам пример знаю как сократили одного старшину не дав доработать пол года до ментовской пенсии, вот и адекватность реформы», - пишет сотрудник Нижегородского ГУВД. «Всех выстроят...И не взирая на звания и должности будут ...Ну, как водится не без.. А вот пенсионерам грядет.....Это правда...», - отвечает ему другой сотрудник (орфография и пунктуация авторов). «Такая же фигня грамотных разгоняют дураков оставляют, они же коммерческие за бабасики пришли работать», - пишет на другом форуме о процессе переформирвания милиционер.
Иные сотрудники являют оптимизм, полагая, что переаттестация будет проведена «для галочки» и всех оставят на своих местах. «Аттестационную комиссию пройдут все и все очно», - пишет пользователь (установленный порядок предусматривает вызов сотрудника только в исключительных случаях).
Больно монетизированными представляются отношения внутри структуры. Оговоримся: не только внутри МВД, представление о том, что существует рынок по продаже должностей является давно уже «общим местом». Стало быть, любая масштабная переаттестация в таких условиях является поводом для извлечения внеочередной, а в силу экстраординарности еще и «сверх-», прибыли.
На высшем уровне таких скандалов: комиссия, возглавляемая главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным (чиновником отнюдь не скандальным) работает настолько тихо, что непонятно было даже работает ли она вообще. - Внеочередная переаттестация сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, стартовала 15 марта, сообщил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. «Аттестация началась 15-го числа. Более 170 должностных лиц прошли ее. Часть из них были отклонены, часть - рекомендованы», - сказал Нарышкин журналистам в четверг.
Понять из этого комментария решительно ничего невозможно: сколько чего и как проверили и каковы результаты Нарышкин не сообщил. Понятно Впрочем, проверка должна быть до 1 июня, а у нас ныне чуть ли не политическим преступлением является объявление результатов до конца процесса (хотя регулярно что-то объявляют). Впрочем, 170 человек — это уже половина из 340 проверяемых комиссией Нарышкина. Так что при сохранении темпа она может завершить работу уже на следующей неделе - проверка началась 15 марта. По итогам у президентской комиссии будет три варианта — рекомендовать президенту уволить, понизить или переназначить милицейского начальника.
Министр оказался в числе передовиков. «Нургалиев участвовал в аттестации одним из первых, наряду с другими высшими начальниками МВД. Решение о том, кто из участников аттестации будет переназначен на должности, остается за главой государства», – сказал источник, знакомый с ситуацией, «Интерфаксу». Вряд ли, впрочем, министру что-то грозит.
В любом случае, даже бесплатное и очистительное преобразование МВД — буде такое возможно — приведет кое-где (а по массовому представлению почти везде) к запуску ухудшающего отбора. Когда те, кто готов ради будущей выгоды потерпеть увеличение нагрузки и повышение требуемых компетенций, в милиции останутся. А те, кто служит не только за нерабочие доходы и имеет профессиональную репутацию и навыки, скорее, предпочтет сменить работу — на частный ли сектор или прокуратуру — вопрос десятой важности.
И провести ее безупречно нет никакой возможности именно в силу этой веры. В результате полиция неизбежно не будет лучше милиции и декларируемая цель не будет выполнена.