Правительство России в сентябре утвердило федеральную программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005- 2009 годы». По данным министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева, в России в настоящее время насчитывается 4 миллиона наркоманов. По неофициальным данным общероссийского мониторинга, их число значительно больше и составляет около 6 млн человек. Из них 1,87 млн - подростки и молодежь до 24 лет. За 1998–2002 гг. потребление наркотиков в России выросло в 23 раза.
По данным ООН, в мире около 185 миллионов наркоманов, что составляет около 3% населения земли. Ежегодно от передозировки наркотиков умирает 10 тысяч употреблявших героин и 100 тысяч – от болезней, связанных с употреблением наркотиков. При выполнении принятой программы планируется сократить количество потребителей наркотических средств на 950-1200 000 человек. Значительная их часть потребляет героин, 70% которого в Россию поступает из Афганистана. Его потребление постоянно растет: за 9 месяцев 2004 г. его только изъятый объем увеличился вдвое (с 1,4 тонны до 2,9 тонны).
Поэтому наркоугроза со стороны афганских наркобаронов является одной из главных угроз национальной безопасности России. По экспертным оценкам, объем нелегального рынка составляет свыше 250 млрд рублей - что сопоставимо с суммой затрат государства на оборонный заказ.
Самую большую опасность для себя и Европы Россия видит в увеличении вала наркотиков через реку Пяндж на Афгано-Таджикской границе. По «Северному маршруту» Афганистан – Россия – Европа вал наркотиков идет по основным четырем направлениям.(1) Первое – Таджикистан, Узбекистан, Москва, Европа. Второе - Иран, Турция. Грузия, Северный Кавказ. Третий - Киргизия, Казахстан, Урал, (Сибирь). Четвертый – Туркменистан, Азербайджан, Поволжье. По утверждениям спецслужб, оттуда же по-прежнему осуществляется подпитка боевиков-«оппозиционеров» в России, Китае, Индии.
Из-за недальновидной политики администрации США, переложившей издержки войны в Афганистане на страны Европы и Азии, после «антитеррористической операции» на территории этой страны в октябре 2001 г. и последующего падения режима талибов Афганистан вышел на первое место в мире по производству наркотиков опийной группы, в первую очередь, героина.
По оценкам экспертов ООН, в ближайшие 10 лет в Афганистане ожидается рост посевов опиумного мака. В 2001 г. было произведено 185 тонн опия-сырца. В 2002 г. - 1900-2700 тонн. В 2003 г. посевы занимали около 90 тысяч гектаров, из выращенного мака ориентировочно произведено 3600 тонн опия. В 2004 г. посевы выросли до 131 тыс. га, урожай достиг 4200 тонн. В 2005 г. предположительное производство опиума-сырца может достигнуть 7000 тонн. Сейчас Афганистан производит 87 % мирового и почти 100% потребляемого в Европе героина. На обработке этого мака занято около 1 800 000 человек. Примерный доход составляет около 25 млрд долларов (для сравнения – годовой бюджет Российской Федерации в 1999 году оставлял около 20 млрд долларов). Из этой суммы доход афганцев составляет 2,8 млрд долларов, из них 25 % достается крестьянам. Среднесемейный доход от продажи опиума в 2004 г., по данным специального представителя ООН, составил ориентировочно от 4 до 6 тысяч долларов.
Уже после свержения талибов посевы мака выросли в 36 раз. Лидером в производстве опия-сырца является восточная провинция Нангархар, доля которой в производстве опиума составляет 25% от всей страны, далее следуют провинции Бамиан и Гор, где маковые плантации занимают 80% плодородных земель. Наибольшие посевы отмечаются в провинциях Бадахшан, Узурган, Забуль, Фарах, Гильменд и Кандагар. Если на всей территории Афганистана происходит выращивание опийного мака и экстрагирование опия-сырца, то в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх и городах Кундуз и Файзабад создан замкнутый цикл производства от выращивания мака до производства героина, его складирование и крупнооптовая реализация.
Пограничные войска России пытаются сдержать вал наркотиков, перевозимый и переносимый курьерами. В 2002 г. пограничные войска РФ задержали более 4881 кг наркотических веществ, в том числе более 2,5 тонны героина, в 2003 г. – 6304 кг, в том числе около 3 тонн героина, при этом на таджикском участке было задержано более 6 тонн и порядка 3000 кг героина.(2) Всего за 9 месяцев 2005 г., по данным ГУБК ФТС, российскими таможенниками задержано более 4,5 тонны наркотических средств, в том числе 733 килограмма героина (это примерно 0,01% от всего объема перевезенного героина), более 2,6 тонны марихуаны и 134 килограмма опия. Но, как показывает международный опыт, пограничные и таможенные службы в состоянии выявить лишь 5-10% от общего объема контрабанды.(3)
Большая часть героина идет транзитом через Узбекистан в Россию в тюках с хлопком до таможенных терминалов в Ивановской области автомобильным транспортом. Запах обработанного волокна настолько специфичен, что даже служебные собаки не могут его учуять. Контрабандный груз спокойно проходит через пункт выборочной проверки. Какая то часть доставляется военными бортами. Во всяком случае, когда пару лет назад президентской гвардией полковника Худайбердыева был задержан российский военно-транспортный самолет во время погрузки на него около тонны гашиша, президентская гвардия была расформирована. Часть наркотиков через Ошский перевалочный узел из Горно-Бадахшанской области доставляется авиационным транспортом в Бишкек, Ташкент и Алма-Ату и далее в центры Урала, Поволжья, Западной Сибири и Дальнего Востока.
Сколь бы серьезными ни были возможности того или иного государства в борьбе с наркоагрессией, в одиночку ни одному из них с ней не справиться. Под эгидой ООН и ряда европейских государств проблема наркоугрозы со стороны Афганистана стала включаться в повестку дня переговорных процессов. Летом 2004 г. ООН провела серию экспертных дискуссий на высоком уровне, что помогло выработать совместную тактику подавления наркотрафика из региона. Главным итогом стала подготовка модели антинаркотического пояса безопасности. Россия, принимая меры по усилению борьбы с наркотиками на международном уровне, активно поддержала эти действия. Примером этому служат последние решения, принятые Организацией Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ). ОДКБ полностью поддерживает процесс формирования под эгидой Совета Безопасности ООН глобальной антинаркотической коалиции и уже практически сделала несколько шагов в этом направлении. В частности, в мае 2004 г. был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию и незаконному обороту наркотиков (КСОП) государств-членов ОДКБ. Все граничащие с Афганистаном страны подписали политическую декларацию о готовности участвовать в создании плотного кольца вокруг этого государства. В декабре 2005 г., в соответствии с решением министров иностранных дел стран Совета Россия – НАТО, начат экспериментальный проект по обучению кадров из Афганистана и Центральной Азии методам антинаркотической борьбы. Предполагается организовать курсы для соответствующих ведомств Афганистана, Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В учебном процессе предполагается использовать элементы методики Турецкой международной академии по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (ТАДОК), Российского центра обучения антинаркотической борьбе и региональных курсов государств-членов СРН. Проект будет осуществляться в тесном взаимодействии с Управлением по наркотикам и преступности ООН (УНПООН), ЕС и ОБСЕ.
Единственный путь для сокращения поставок наркотиков – проведение совместных антинаркотических операций силами ОДКБ, НАТО, России и США на территории Афганистана и стран Центральной и Средней Азии с использованием опыта США. В Америке на специальную программу борьбы с наркотиками в Колумбии выделено около 2 млрд долларов. Аналогичную программу, видимо, необходимо разрабатывать и для Афганистана, но с учетом того, чтобы при ее реализации могли быть использованы войсковые группировки России, ОДКБ, США и НАТО.
В настоящее время совместная военная группировка в Афганистане включает в себя: 90-тысячную Афганскую армию, 20 тысяч военнослужащих США и примерно 15 тысяч военнослужащих НАТО. Эти силы контролируют примерно такую же территорию, какую контролировал в 1980-х гг. СССР. По данным справочника НАТО «Стамбульский саммит», «расширенное присутствие ИСАФ (Международные силы содействия безопасности под командованием НАТО) охватывает девять провинций на севере страны с общей площадью 185000 кв. км в дополнение к приблизительно 3600 кв. км в Кабуле и его окрестностях».(4) Не ссылаясь на исторический опыт Советской Армии, фактически части союзников занимают примерно те же города, что и советские «шурави», а реально контролируют примерно от 3 до 5% территории, то есть территорию лишь тех городов и баз, где дислоцируются, да и то только в светлое время суток. При одном отличии: двадцать лет назад это была одна армия. Сейчас же на севере (Мазари-Шариф, Кундуз), северо-востоке (Герат), юге (Кандагар) и в центре (Баграм, Кабул) страны дислоцируются части НАТО, а вдоль границы на юго-востоке и юге, на территории Пакистана, в Кабуле и Баграме развернуты части и подразделения ВС США. Штабы армейских корпусов ВС ИГА дислоцируются: 1 АК – Джелалабад, 2 АК – Кангагар, 3 АК – Гардез; 4АК – Герат, 5АК - Чарикар, 6 АК – Кундуз, 7АК – Мазари-Шариф, 8 АК - Шаберган, 9АК – Бамиан.
Анализ действий коалиционной группировки в Афганистане показывает, что группировка НАТО самостоятельно не способна (а может, и не хочет?) противостоять главной угрозе для мира и Евразии – прекращение производства и поставок тяжелых наркотиков. Командование ИСАФ ссылается на то, что имеет задачи по оказанию помощи афганской Переходной администрации в Кабуле и окружающих его районах, с тем чтобы Переходная администрация и персонал ООН могли работать в безопасной обстановке. В конкретном плане главные задачи ИСАФ - создание безопасной обстановки, развитие афганских структур безопасности, определение потребностей в процессе восстановления, обучение и создание будущих афганских сил безопасности, а также другие военно-гражданские проекты. Задача борьбы с наркопроизводством у них не стоит.
Справедливости ради надо сказать, что афганские власти пытаются и сами бороться с посевами мака. Попытки правительства Карзая уменьшить посевы мака не увенчались успехом. В 2004 году правительство Афганистана предложило афганским земледельцам 1250 долларов за каждый уничтоженный гектар опийного мака, а скупщики сырья предложили в среднем по 15-16 тысяч долларов за урожай с гектара. После пересечения границы стоимость 1 кг наркотиков в таджикском кишлаке, в зависимости от чистоты героина, колеблется от $1800 до $3000. В Душанбе - примерно $15000, в Москве – от $50 000 до $200 000, а при продаже этого героина в Лондоне его стоимость составляет $300 000. В некоторых провинциях пытались распылялись с самолета над плантациями ядохимикаты, способные уничтожить до 50% посевов .Однако подобные меры вызывают опасения за экологию и здоровье людей.
В прошлом году американские и британские военные провели антинаркотическую операцию, но она носила скорее демонстративный характер, поскольку ни американское командование, ни их союзники по НАТО не считают борьбу с наркотиками приоритетной задачей. Хотя в результате проведенной операции было конфисковано 1,5 тонны опиума.
Поскольку основные районы выращивания опиумного мака находятся на территориях, где игнорируют власть Кабула и нет гарнизонов иностранных войск, то единственной возможностью уменьшить объемы производства героина может быть проведение специальных совместных операций по уничтожению посевов мака, центров переработки и хранения наркотиков, выявлению и уничтожению средств их доставки. Министр обороны РФ предложил провести такие операции в Афганистане с использованием сил и средств России, США, ОДКБ и НАТО и их союзников по антиталибской коалиции.
Для этой операции возможно привлечение части сил и средств из состава ВС РФ – 4 военной базы (бывшей 201 мотострелковой дивизии) и 670 авиагруппы Таджикистан (г. Душанбе), истребителей СУ-25, Су- 27, транспортных самолетов и вертолетов Ан-26, 2 Ми- 8 (авиабаза Кант - Киргизия). От военной группировки НАТО - солдаты и вертолеты с авиабазы «Кокайды» (Термез). Из состава группировки от ВС США могут быть привлечены подразделения, транспортные самолеты, и вертолеты, дислоцирующие на авиабазе Ганси, аэродром Манас (Киргизия). 50 вертолетов ВС США (транспортных СН -47Chinooks и штурмовых АН-64 Apach), дислоцированных на авиабазе Баграм. Для проведения операции возможно создание единого командования, которому могли бы быть переданы данные национальных спецслужб. Единый центр планировал бы операцию, определял цели для опыления дефолиантами, ставил задачи на уничтожение лабораторий по производству наркотиков, координировал действия по вскрытию каналов транспортировки и сети распространения, а также занимался проведением обмена информацией и ее дозированием для передачи частям полиции и поддерживающим подразделениям. Но для этого нужно политическое решение не только стран, входящих в ШОС и ОДКБ, - но и США, и НАТО.
1) Виктор Черкесов. Героиновый спрут. Откуда везут В Россию наркотики? Труд, 19 октября 2004. С.3.
2) Александр Тихонов. Рубежи отечества. Красная звезда. 28 мая, 2004. №96. С.3.
3) О.Рубан. Безграничные просторы отчизны//Эксперт.17 декабря 2004. С.61.
4) Расширение роли НАТО в Афганистане. Путеводитель – справочник. Стамбульский саммит. НАТО 2004.ISTRG_RUS1204. С.42.