Эта попытка была самой серьезной за последние годы, учитывая, что обе стороны имели мандат для ведения переговоров. Инициатором выступила федеральная власть в лице спецпредставителя президента по правам человека в Чечне Абдул-Хакима Султыгова. Приглашены были депутаты чеченского парламента, избранные одновременно с президентом Масхадовым в 1997 г. на выборах, прошедших под контролем международных наблюдателей, т.е. те люди, которые до сих пор пользуются в Чечне репутацией законно избранных народных представителей.
Как известно, Абдул-Хаким Султыгов, занимая пост спецпредставителя президента, напрямую взаимодействует с президентской администрацией, а если быть точными, то с тем ее крылом, которое отстаивает сейчас линию на урегулирование конфликта политическими методами. Поэтому в серьезности его намерений нельзя сомневаться. То, что в качестве наблюдателей на переговоры он привлек представителей миссии ОБСЕ в Чечне, также свидетельствует о стремлении придать мероприятию солидность. По всей видимости, ободренный поддержкой Москвы, спецпредставитель явно претендует на то, чтобы встать во главе процесса мирного урегулирования, оттесняя официального главу администрации республики Кадырова.
Встреча прошла в селе Знаменском - центре Надтеречного района, в офисе Султыгова. Сотрудники Правозащитного центра "Мемориал", которые имели возможность лично пообщаться с ее участниками с чеченской стороны, рассказали "Обществу.Ру" об обстоятельствах этих переговоров.
Абдул-Хаким Султыгов предложил для рассмотрения и обсуждения проект заявления "О ключевых принципах политического урегулирования в Чеченской Республике как основе общественного согласия". По словам чеченских представителей, этот документ вызвал у них массу нареканий. Ниже мы публикуем его полный текст, который позволяет оценить степень разработанности позиции, с которой Султыгов решился выйти на переговоры. В сущности проект договора об общественном согласии представляет собой не более чем сводку самых разнородных идей и предложений, которые когда-либо всплывали при попытках найти политический выход из чеченского кризиса. Впрочем, это оставляет переговаривающимся сторонам довольно значительное пространство для политических маневров, и не случайно чеченские парламентарии все-таки не отвергли саму идею обсуждения договора. В результате трехчасовой дискуссии стороны пришли к соглашению о необходимости продолжить контакты. Казалось бы, лед тронулся, и Абдул-Хаким Султыгов уже мог с торжеством рапортовать в Москву о том, что ему удалось запустить механизм переговорного процесса с влиятельными представителями чеченской стороны, минуя при этом одиозную личность Масхадова.
Однако по окончании переговоров, когда их участники с чеченской стороны начали разъезжаться, буквально в ста метрах от офиса Султыгова они были остановлены вооруженными людьми, которые явно ожидали их. Сначала военные сообщили, что доставят их в РУВД, однако на самом деле задержанных привезли в Надтеречный отдел УФСБ по Чечне, где каждого из них лично допросил начальник отдела Майрбек Хусиев.
Начальник Надтеречного райотдела ФСБ известен своей активной борьбой с боевиками и участием во многих спецоперациях, в ходе которых страдали мирные жители. "Это страшный человек", - передает мнение чеченских парламентариев о Хусиеве их собеседник из ПЦ "Мемориал". По словам задержанных, они выслушали оскорбления, но в итоге все были отпущены. Подробности беседы, состоявшейся в ФСБ, они сообщить отказались.
Находившийся вместе с ними в момент задержания один из заместителей Султыгова Лема Хасуев также был доставлен в райотдел ФСБ, однако, вопреки распространенной затем информации, ни он, ни лично спецпредставитель ничего не сделали для того, чтобы оградить участников переговоров от произвола силовиков.
Произойти такое могло, разумеется, только в Чечне, где фактически не существует никакой твердой власти и где не только местная гражданская администрация, но и чиновник, облеченный полномочиями от самого президента, вынуждены терпеть своевольство представителей всевозможных силовых структур. Устройство переговоров в Знаменском было ошибкой Султыгова. Он недооценил решительность своих оппонентов, которых не остановило даже присутствие международных наблюдателей.
Срыв переговоров, совершенный руками Надтеречного отдела ФСБ, очевидным образом выгоден всем сторонникам силового варианта решения чеченской проблемы - от Москвы до Ханкалы. Менее очевидна заинтересованность кадыровской администрации. Формально ее интересы были соблюдены, когда Султыгов в ходе переговоров пытался добиться от "масхадовских" парламентариев поддержки предстоящего референдума по Конституции республики. Однако не секрет, что Ахмат Кадыров стремится к тому, чтобы любыми средствами закрепить собственную власть как единственного легитимного правителя республики, мечтая о превращении в перспективе в избранного президента. Но учитывая его крайне низкий авторитет среди населения республики, для него допустить к легальному участию в общественно-политической жизни Чечни силы, пользующиеся гораздо большим доверием, означало бы политическое самоубийство. Общественное согласие по Султыгову Кадырова явно не может устроить.
Что касается чеченской стороны, то реакция Аслана Масхадова на деятельность его политических соратников пока не известна, однако в прошлом он не возражал против подобных контактов тех же самых лиц с российскими переговорщиками - например, в 2001 году с депутатами Госдумы под руководством Бориса Немцова. Заметим, кстати, что еще ранее - в 2000 г. - Масхадов назвал предателями тех из парламентариев, кто позволял себе вступать в контакты с Кадыровым. Промосковский режим в Чечне, с его точки зрения, не может рассматриваться в качестве стороны переговоров - в отличие от самой Москвы и ее уполномоченных представителей. В нынешней ситуации резкие высказывания в адрес депутатов позволил себе только главный пропагандист сепаратистов Мовлади Удугов, отстаивающий наиболее радикальную линию - нередко более радикальную, чем та, которой придерживается сам Масхадов.
Результат акции устрашения, проведенной силовиками, был предсказуем. Чеченские парламентарии отказываются от дальнейших контактов с Абдул-Хакимом Султыговым, который, приглашая их на официальную встречу в присутствии международных наблюдателей, тем не менее не сумел обеспечить им неприкосновенность. Нынешняя ситуация в Чечне такова, что люди, открыто, легально проживающие на территории республики, не могут быть спокойны за себя и свои семьи в случае, если на них ополчится ФСБ или другие силовые структуры. Тот факт, что 13 октября их благополучно отпустили, вовсе не гарантирует им безопасность в дальнейшем. Тем не менее они вышли на контакт с сотрудниками ПЦ "Мемориал", чтобы при их посредничестве довести до сведения общественности информацию о случившемся. Участники переговоров даже не желают назвать для прессы свои имена.
После столь сокрушительного демарша силовиков Султыгову не оставалось ничего, кроме как поспешно выехать в Москву для консультаций с идеологами политического урегулирования, от которых он и получил мандат на переговоры. В сущности речь шла о том, признавать ли свое поражение или продолжать борьбу с оппонентами. Похоже, что в понедельник-вторник на высшем уровне было принято решение несмотря ни на что продолжать поиски политического выхода из ситуации, всячески стараясь при этом избегать явного конфликта с силовиками. Как результат в среду в "Независимой газете" появляется довольно официозное по тону сообщение о переговорах в Знаменском. Упомянут и инцидент с задержанием чеченских парламентариев, однако ему дана явно примирительная трактовка: "После завершения встречи Султыгова с чеченскими депутатами последние, уезжая из Надтеречного района, были задержаны местной милицией. После вмешательства спецпредставителя президента РФ и проверки документов это недоразумение было улажено и депутатов отпустили". И в тот же день Султыгов выступает в эфире радиостанции "Эхо Москвы", и на этой подчеркнуто демократической площадке озвучивает оптимистическую версию событий.
Султыгов довольно подробно рассказал о встрече 13 октября, а также о том, что являлось предметом переговоров. Он вполне лояльно отозвался о своих партнерах - чеченских парламентариях, признав, что за ними стоит серьезная общественная поддержка как за легитимными наследниками избранных демократических институтов Чечни. Не вдаваясь в подробности выявившихся разногласий, Султыгов сообщил, что чеченская сторона в целом поддержала предложенную им модель политического урегулирования и выразила готовность продолжать диалог. Об инциденте с задержанием переговорщиков он ни словом не обмолвился.
Но как бы то ни было, какова бы ни была мощь поддержки Кремля, на которую рассчитывает Султыгов, ему придется приложить немало усилий для того, чтобы вернуть переговоры хотя бы в исходную точку. Уже очевидно, что придется преодолевать очень серьезное сопротивление в стане самих федералов. Чеченские партнеры, со своей стороны, также потребуют дополнительных гарантий безопасности для себя и своих семей, и, возможно, полной гласности переговоров. Не исключено, что они потребуют перенести переговорную площадку с территории Чечни в такое место, где военные и спецслужбы не позволяют себе действия, идущие вразрез с политикой властей.
Сегодня чеченский народ стоит на грани полномасштабной гражданской войны.
Предотвратить этот последний акт национальной катастрофы можно только на основе консолидации всех ответственных сил чеченского в рамках широкомасштабного внутричеченского диалога v выработки практической идеологии общественного согласия.
По нашему глубокому убеждению, основой для такого согласия является утверждение народовластия, курс на построение институтов правового демократического государства с республиканской формой правления.
По сути дела, речь идет о завершении многовековой борьбы чеченского народа за свободу и независимость от независимой и неподотчетной гражданам власти.
Выход из тяжелейшего кризиса 1993 года в Российской Федерации произошел в рамках проведения референдума по Конституции России и подписания Договора об общественном согласии.
Политическая жизнь в Чеченской Республике должна развиваться в рамках Конституции Чеченской Республики, основанной на общепризнанных принципах и нормах международного права, традициях народа Чеченской Республики.
К сожалению, референдум по Конституции Чеченской Республики. по целому ряду субъективных и объективных причин не был проведен ни в период с 1991 по 1994 гг., ни в период с 1997 по 1999 гг.
В условиях отсутствия Конституции Чеченской Республики, принятой на всенародном референдуме, наиважнейшей нашей задачей является его подготовка и проведение.
Референдум станет самым важным политическим опытом государственного строительства за всю историю чеченского народа.
В самой идее проведения референдума заложен выход из порочного круга вооруженного противостояния.
Прекращение бессмысленного кровопролития во имя реализации права чеченского народа на определение своей политической судьбы является самым веским аргументом в пользу прекращения вооруженного противостояния.
Сегодня перед нашим обществом стоит множество острейших проблем, требующих безотлагательного решения. Одной из наиболее опасных в их ряду является большое число людей, находящихся в состоянии кровной мести.
От решения этой проблемы зависит: быть или не быть чеченской государственности, быть или не быть чеченской нации.
В этой связи, мы поддерживаем инициативу по созданию Совета по примирению кровников и граждан, втянутых в братоубийственный конфликт, при специальном представителе Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской республике.
Только в рамках цивилизованного внутричеченского диалога мы сможем продвинуться по пути решения многих кричащих проблем в деле возрождения чеченского края.
Мы выражаем готовность принять участие в специальном заседании Общественного Консультативного совета под эгидой СРГ "Дума-ПАСЕ", созданного в рамках страсбургского процесса по объединению представителей народа Чеченской Республики, придерживающихся различных точек зрения на причины и пути выхода их "чеченского кризиса".
Противоправными и безнравственными являются попытки отстаивания своих политических убеждений силовыми методами, угрозы и физические расправы над гражданами за реализацию права на политические убеждения и выбор места работы.
Активное участие в установлении общественного согласия в Чеченской Республике должны принять все здоровые силы нашего общества.
Особый вклад в этот процесс обязаны внести граждане, избиравшиеся населением Чеченской Республики в представительные (законодательные) органы в 1989 v 1997 годах.
Облеченные доверием людей, мы несем особую ответственность перед народом Чеченской Республики. Одной из форм консолидации народных избранников могло бы стать объединение в рамках Политического консультативного совета при специальном представителе Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике.
Приоритетная задача этого органа: поддержка Договора об общественном согласии v базирующегося на обозначенных выше ключевых принципах политического урегулирования, открытом для подписания всеми общественно-политическими силами и гражданами Чеченской Республики.