будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Страна

Переговоры с сепаратистами: ложная тревога и туманная реальность

Сама по себе идея грузинского посредничества в диалоге Путин-Масхадов не нова, и Шеварднадзе не раз заявлял о готовности сослужить такую службу делу мира на Северном Кавказе. Известна и позиция России, которая весьма болезненно воспринимает все попытки иностранного вмешательства в процесс разрешения чеченского конфликта и решительно отрицает возможность какого-либо международного посредничества. То, что сейчас эта идея всплыла опять, причем не в форме предложения, а как довольно уверенное сообщение о предстоящем событии, связано, несомненно, с нынешним обострением отношений между Россией и Грузией, яблоком раздора между которыми послужили как раз чеченские боевики, скрывающиеся в Панкисском ущелье. Как известно, доказывая собственную невиновность в поддержке террористов, Шеварднадзе активно апеллирует к мировому сообществу - именно поэтому информация о его якобы готовящейся миротворческой инициативе появилась в газете, ориентированной, прежде всего, на западного читателя.

В ответ 21 октября помощник президента России Сергей Ястржембский в резкой форме отмел предположения о том, что подобные переговоры готовятся. В интервью "Интерфаксу" он подчеркнул, что позиция федерального центра относительно контактов с лидерами сепаратистов не претерпела за последнее время никаких изменений."По-прежнему остаются в силе основные положения известного заявления президента РФ Владимира Путина, в соответствии с которым его полпред в Южном федеральном округе Виктор Казанцев был уполномочен федеральным центром на осуществление контактов с представителями бывшего режима Ичкерии, - сказал он. - Все инициативы последнего времени вне этого формата, связанные с проведением каких-либо встреч в России или за ее пределами с представителями масхадовского окружения, являются частной инициативой их организаторов и не отражают позицию федерального центра".

"У нас складывается впечатление, что представители масхадовского окружения пытаются раскачать позицию федерального центра и в надежде заработать очки в глазах общественного мнения имитируют "переговорную активность", призванную скрыть их неготовность к серьезным встречам с Казанцевым, - продолжил помощник президента. - Вновь повторю: двери к встречам и контактам на основе заявления президента остаются открытыми для тех, кто хотел бы стать ответственным политическим деятелем и внести свой вклад в прекращение бессмысленного сопротивления".

Сам грузинский президент также поспешил опровергнуть информацию "Georgian Times", проницательно заметив: "Я думаю, что для России такое посредничество Шеварднадзе, тем более, если речь идет о посредничестве с Масхадовым, не очень приемлемо". Впрочем, не желая расставаться с имиджем миротворца, он тут же добавил, что российским властям, тем не менее, "следует перенести акцент на политическое урегулирование вопроса и установление контактов и с Асланом Масхадовым, и с другими лидерами, за которыми пойдут чеченцы". Засим инцидент можно было считать исчерпанным, если бы этот переполох не совпал с очередной активизацией предположений о переговорах с представителями Масхадова, которые делают различные российские деятели и средства массовой информации. По-видимому, это послужило дополнительным стимулом к тому, чтобы формулировки Ястржембского оказались такими резкими. В своем высказывании помощник президента метил явно не только в Шеварднадзе.

Как раз 17 октября газета "Коммерсантъ" опубликовала интервью с депутатом Госдумы Асланбеком Аслахановым, в котором тот подтвердил свое намерение продолжить контакты с Ахмедом Закаевым - официальным представителем Масхадова. Встречу, которая должна состояться в ближайшее время в Швейцарии еще нельзя называть переговорами в собственном смысле слова. Предметом беседы должна стать выработка условий, на которых стороны смогут приступить к переговорному процессу. Бывший секретарь Совета Безопасности Иван Рыбкин, участвовавший в выработке до сих пор спорных хасавюртских соглашений, и экс-спикер Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, позиционирующий себя как независимый чеченский политик, также планируют продолжать деятельность в том же направлении. Кстати, 24 сентября, рассказывая о своей предыдущей встрече с Закаевым, Рыбкин упомянул в контексте переговоров и Шеварднадзе, прямо указав на его готовность в случае чего взять на себя роль посредника между Путиным и Масхадовым.

А несколько ранее - 9 октября - президент Игушетии Мурат Зязиков подобно своему предшественнику Руслану Аушеву также выступил с заявлением о готовности выступить посредником. Конечно, эти переговоры должны проходить "под эгидой федерального центра", уточнил осторожный политик.

Однако для Кремля личность Масхадова в качестве переговорщика остается, вопреки риторике, фактически неприемлемой. Об этом говорят регулярные информационные "сливы", цель которых - подчеркнуть неразрывную связь Масхадова с терроризмом. Так 14 октября по СМИ прошло сообщение о том, что Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе перехватил последние приказы Аслана Масхадова своим подчиненным, в которых чеченских лидер требует активизировать борьбу с федеральными силами и работниками местной милиции, которых боевики трактуют как коллаборационистов.

Точно так же в июне 2002 года, когда Масхадов накануне саммита в Кананаскисе обратился к лидерам Большой восьмерки с призывом посодействовать его переговорам с Владимиром Путиным, военные обнародовали информацию о том, что в Чечне "на днях" были захвачены документы, изобличающие Аслана Масхадова в связях с международными экстремистскими организациями, и даже лично размеченный ичкерийским президентом план нападения на Грозный.

Любопытно, что маневры Кремля по чеченскому вопросу имеют немалое сходство с маневрами администрации США по отношению к Ираку. В обоих случаях подчеркнутая демонстрация непримиримости по отношению к "террористическому режиму" (будь то внешний враг или внутренний) работает на укрепление авторитета власти в глазах элиты и большинства граждан. Само по себе это, кстати, не отменяет известной гибкости позиции. Как известно, атака США на Ирак вовсе не стопроцентно предопределена; возможно, что взяв в расчет такие факторы, как, например, активные протесты большинства мирового сообщества, американская администрация предпочтет, продолжая бряцать оружием, все-таки спустить ситуацию на тормозах.

Положение России осложнено тем, что центральная власть не может без существенной потери лица пойти на открытые переговоры с сепаратистами. Очевидно, что сломить Масахадова, заставив его отречься от требования независимости Чечни и отказаться от собственного статуса главы непризнанного государства Ичкерия, не удастся. Для него это стало бы политическим самоубийством. Федеральная власть, со своей стороны, также не может пойти в этом отношении ему навстречу. Таким образом, ситуация давно и прочно зашла в тупик, и все маневры на этом поле имеют лишь относительную риторическую ценность для обеих сторон. Назначение официальным переговорщиком полпреда Казанцева - в недавнем прошлом командующего объединенной группировкой федеральных войск в Чеченской Республике, доселе не прославленного дипломатическими талантами, красноречиво свидетельствует о том, что никаких реальных надежд на этот диалог президентская сторона с самого начала не возлагала.

Между тем необходимость умиротворения Чечни ощущается в Москве все сильнее и сильнее, а значит, переговоры с теми или иными силами в Чечне неизбежны. Однако в этом случае диалог должен осуществляться уже не на высшем уровне, более того, он может дробиться на несколько одновременно протекающих процессов, а значит можно обойтись без помпезных миссий вроде миссии Казанцева, и кремлевской администрации удобно формально дистанцироваться от процесса, препоручив его ведение фигурам второго плана. Престиж несгибаемого в борьбе с терроризмом Кремля при этом никак не страдает.

О том, что президентская сторона, в сущности, вовсе не зациклилась на бесплодных прениях с Масхадовым, косвенно свидетельствует высказывание того же Ястржембского от 28 января нынешнего года. Тогда, выступая в эфире "Эха Москвы", главный спикер Кремля по чеченской проблеме пояснил, что переговоры с представителями Масхадова проводились, поскольку "они принадлежат к одной из фракций сепаратистско-террористического движения и представляют определенную часть общественного мнения в республике". Таким образом, теоретически ничто не препятствует ведению переговоров и с другими пока еще не лояльными Москве "репутационными" деятелями Чечни. О возможности переговоров с чеченскими парламентариями созыва 1997 года как о "запасном варианте" в случае невозможности достижения договоренности с Масхадовым упомянул в своем последнем интервью "Коммерсанту" и Асланбек Аслаханов.

И здесь уместно еще раз напомнить о "Шести пунктах по Чечне" Евгения Примакова, менее двух недель назад опубликованных в официозной "Российской газете". Многие наблюдатели сходятся во мнении, что обнародование этих тезисов представляет собой ни что иное как прощупывание почвы для возможной активизации политических механизмов урегулирования по описанной модели. В частности, Примаков говорит о желательности переговоров с теми из чеченских лидеров, кто согласится в качестве предварительного условия "публично отмежеваться от террористических акций". Вряд ли это требование выполнимо для Масхадова, однако для политического крыла сепаратистов этот путь не закрыт.

О том, с какими трудностями сталкиваются реальные действия в этом направлении, мы писали на днях, рассказывая о срыве попытки завязать регулярные контакты между депутатами чеченского парламента 1997 года созыва и спецпредставителем президента по правам человека в Чечне Абдул-Хакимом Султыговым. Но как бы то ни было, поиски политического пути решения чеченской проблемы, несомненно, продолжатся. Думается, что иного пути просто нет - чисто военные решения вполне доказали свою бесперспективность.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).