«Единая Россия» отказалась от плотного сотрудничества с Рогозиным и его «Конгрессом русских общин». Это объяснимо: прибыли от такого союза сомнительны, риски — существенны. Однако национальную тему партия все-таки разыграть попыталась. Доказав, что непоследовательность — тренд политсезона.
«Роман» постпреда России в НАТО Дмитрия Рогозина с «партией власти» вновь несколько меняет формат. Замсекретаря президиума генсовета «Единой России» (если короче — видный партийный менеджер и правая рука Бориса Грызлова) Юрий Шувалов пояснил, что «Единая Россия» не будет подписывать с «Конгрессом русских общин», неформальным лидером которого является Рогозин, соглашения о сотрудничестве.
«КРО поддерживает «Единую Россию» на выборах в Госдуму, но они не хотят входить в процесс согласования соглашения, и мы в партии также достаточно четко отстаиваем свои программные принципы, а формат обращения позволяет и им, и нам, сохраняя свои идеи, сотрудничать. Сейчас мы не переводим это обращение в юридическую форму, для нас важнее, что эта организация поддерживает «Единую Россию», а не какую-то другую политическую силу, и хотя каждый остается при своих позициях, но в любом случае отношения есть, и они развиваются», - заявил Шувалов (цитата по «Российской газете»).
Отношения Рогозина и его КРО с «партией власти» были оформлены на съезде «Конгресса» в сентябре. Тогда рогозинцы заявили о поддержке «Единой России» и Владимира Путина и заявили, что несколько их сторонников вошли в списки «Единой России» и претендуют на думские мандаты. Впрочем, пароли-явки Рогозин раскрывать не стал, а в СМИ говорили о том, что торговля Рогозина с «партией власти» закончилась с не вполне устраивающим его результатом — мандатов членам КРО выделили меньше, чем хотел «Конгресс».
Впрочем, главное единороссы получили — они теперь могут говорить о поддержке со стороны умеренных националистов с Рогозиным во главе. Правда, электоральный эффект, вероятно, от такого союза будет невелик. Далеко не факт, что националистически настроенные граждане ринутся голосовать за «Единую Россию», увидев Рогозина на экране своих телевизоров. А некоторые граждане, наоборот, могут принять поддержку ЕР Рогозиным за крен в националистическую или ура-патриотическую сторону и испугаться голосовать за партию. В общем, приобретение такой поддержки — событие далеко не однозначное.
Однако куда деваться партиям, когда более трети жителей столицы, скажем, поддерживают националистов? По данным Левада-центра. 25 проценов россиян поддержали акции молодых националистов на Манежной площади — и это фактор. И серьезный электоральный ресурс — хоть для КПРФ с ЛДПР, хоть для «Единой России».
Поэтому и к теме окучивания умеренных националистов единороссы подходят довольно осторожно и крайне непоследовательно. Рогозину же отдаваться всецело партии власти тоже не особо с руки. Ведь у него есть какая-никакая узнаваемость и репутация (пусть даже спорная). Слияние или даже бурный роман с партией номенклатуры и бизнесменов повышает риск потерять реноме борца за интересы России. Рогозин стал бы не первым, кто в партии из более-менее яркого политика превратился в традиционного «андроида» из «партии власти».
Однако же отказ от подписания соглашения с большой вероятностью ставит в перспективе крест на таком варианте развития событий. Имеется пока чисто предвыборный ивент и довольно невнятного содержания.
Внятности, правда, не хватает думской кампании в целом. Метания тандемократов и большой торг, закончившийся объявлением о рокировке, оставил впечатление выжженной земли. Руины «Правого дела», заброшенный и полуразложившийся «Общероссийский народный фронт», аморфный студень нового фантома под маркой «большое правительство», всерьез подраненные эсеры. Плюс разброд и шатание в стане самих единороссов. История с женитьбой/разводом ЕР с КРО в этом смысле вполне в тренде.