В прошедшую пятницу президент Владимир Путин снова произвел ряд кадровых перестановок. На этот раз изменения произошли в администрации президента: в отставку был отправлен ее руководитель Сергей Иванов, заодно он был исключен из числа постоянных членов Совета безопасности. На его место президент назначил Антона Вайно, который до этого занимал должность заместителя главы администрации. Сергей Иванов занял должность специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
Наш аналитик Василий Измайлов делится размышлениями об этом назначении, его перспективах и возможных последствиях: «Эти события поставили целый ряд вопросов, которые отчасти были обозначены разными комментаторами, отчасти нет. По-моему, главным содержанием этого решения является не то, кого сняли и кого назначили, а то, кого не назначили и, может быть, даже не сняли.
Замена Сергея Иванова на Антона Вайно, как сейчас выясняется, была давно решенным делом. Причем настолько давно решенным, что, как сообщают на условиях анонимности источники, первые замы администрации ходили к обычному заму Вайно с докладом, понимая, что Иванов досиживает в своем прежнем качестве последние дни и на смену ему придет именно этот человек. Хорошо это или плохо, сложно сказать.
Те люди, которые знают Вайно, отзываются о нем как о человеке высокотехнологичном со всеми плюсами и минусами этой аттестации. Плюсы понятны: говорят, что он ничего не забывает и может делать несколько дел одновременно, он вне борьбы кремлевских партий, что очень важно. Минусы заключаются в том, что это немножечко не русский стиль работы, и это делает его системность бессистемной, если так можно сказать. Русский чиновник — это человек, который, помимо всего прочего, кого-то любит, а кого-то не любит, а господин Вайно — по крайней мере внешне — совершенно стерилен и в этом не замечен, что и хорошо, и плохо одновременно.
Обратите внимание на то, кто назначен на место Вайно, понятно, что президент, но в общем можно сказать, что и сам Вайно, назначил на это место фактически себя же — человека, который всегда стоял за его спиной, абсолютно не самостоятельного человека. В известном смысле, как сказал один мудрый политический менеджер, Вайно сидит на двух стульях: и в кресле руководителя администрации, и в своем прежнем. Это хорошо, правильно, мудро и по-человечески, и по-чиновничьи.
Интересно другое. Интересно, что неурегулированными остаются как минимум два вопроса, они тесно связаны между собой и касаются фигуры нынешнего первого заместителя главы администрации — господина Володина. Назначение Вайно на должность руководителя администрации совершенно никак не отвечает на вопрос, что же будет с господином Володиным после выборов. Уйдет ли он в Госдуму? А если уйдет, то в каком качестве? Вернется ли в администрацию? А если вернется, то в какой конфигурации? И главное — сохранит ли он за собой функционал (прямой или косвенный), который был за ним? Поскольку с господином Ивановым, своим предыдущим руководителем, у господина Володина были очень сложные отношения, а с господином Вайно, как я только что говорил, отношения ровные и дружеские настолько, насколько у господина Володина могут быть дружеские отношения с коллегами по работе.
Именно в зависимости от того, какое место — причем, возможно, даже не понятийно, а сущностно — будет у господина Володина, будут пролегать очень серьезные силовые линии по всей системе власти. Можно говорить об очень серьезной антиволодинской партии, существующей в недрах власти, в которую вовлечены люди, имеющие очень серьезный политический вес. Если господину Володину удастся в результате этих ли выборов, каких-то особых событий, заслуг и дарований или же в силу каких-то неестественных причин удержаться на этот раз, то можно говорить о том, что система власти, трансформацию которой мы наблюдаем последнее время, изменяется в совершенно особую сторону, о которой еще ни год, ни два, ни три назад нельзя было подумать. Причина в том, что, как я уже много раз заострял внимание, нынешний глава администрации президента господин Вайно — стерильный управленец, принимающий решения в строгом соответствии с волей вышестоящего начальства, а господин Володин не из таких. При всех его достоинствах, главными из которых являются энергия, работоспособность и натиск, господин Володин все-таки играет свою партию. То, насколько ему будет позволено играть ее и дальше, во многом определит политическую конфигурацию как до 2018 года, так и после.
Как справедливо писал Симон Жаворонков в статье «Администратор президента», назначение господина Вайно и снятие господина Иванова — это иероглиф, и в зависимости от того контекста, в который его поместить, он будет значить либо одно, либо другое. У него есть конкретный повод и конкретная причина, но смыслы складываются не из причин и поводов, а из результирующих векторов, которые очень сложны и которых, по сути, мы не знаем.
Я здесь не хочу казаться умнее, чем кто бы то ни было из наших читателей и из моих коллег, мы здесь судим, исходя из своего опыта и своего уровня понимания предметов, который, конечно же, недостаточен, поскольку мы не обладаем и десятой долей информации, необходимой для того, чтобы судить так или иначе о принятых решениях.
Последним же интересно другое. Содержанием лета 2016 года является, как можно сказать, борьба за кресло следующего премьер-министра. Отсюда, как мне представляется, гонения на господина Шувалова — очень яркого и очень технологического кандидата на это место.
Отсюда и трансляция неудачных слов господина Медведева. Отсюда метания Кудрина и бодания специалистов КГИ и Столыпинского клуба. Но каждый раз, когда мы заводили речь о том, кто станет премьер-министром, то возникало множество костяшек домино, которые падали, и стоял вопрос — а что же делать с Ивановым? Теперь понятно, что Иванов уходит на покой, место освободилось, Вайно не тот игрок, который игрок. Он фигура, а не игрок. И число игроков сокращается.
Можно вспомнить детскую считалку про десять негритят, которых стало девять, а уже, на самом деле, меньше. И это последнее назначение говорит нам о том, что немножечко расчистилась политическая поляна, а вот в какую сторону она расчистилась, для кого она расчистилась и кому будет позволено извлечь из этого максимальные дивиденды, покажет время. Будем надеяться, что до конца года мы начнем что-то понимать о том, зачем же в августе месяце были приняты те или иные кадровые решения», — сказал Василий Измайлов.
Материалы по теме:
Интересные факты: