Госдепартамент США отреагировал на слова российского премьера Владимира Путина о том, что создание американской системы противоракетной обороны (ПРО) делает необходимым создание Россией новых наступательных вооружений.
В заявлении Госдепа говорится, что вопрос создания американской системы ПРО и вопрос заключения нового договора между Москвой и Вашингтоном о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) являются абсолютно независимыми друг от друга, и их обсуждение будет и дальше вестись раздельно.
"Хотя США давно согласились с существованием связи между ракетным наступлением и противоракетной обороной, мы считаем, что соглашение, которое должно придти на смену "СТАРТу" [истекшему договору об СНВ], не является приемлемой площадкой для решения этого вопроса", – цитирует Би-би-си заявление Госдепа.
Прежний договор (СНВ-1), напомним, истек 5 декабря. Ожидалось, что к этому сроку Москва и Вашингтон успеют завершить переговоры о заключении нового договора (СНВ-2), однако этого не произошло, хотя стороны говорят, что переговоры идут успешно и соглашение почти достигнуто.
В официальной стенограмме беседы Путина с журналистами говорится: «Наши американские партнеры, как известно, строят систему противоракетной обороны, а мы ее не строим. Но проблемы противоракетной обороны и наступательных вооружений тесно связаны между собой. Потому что то, что удерживало мир даже в условиях холодной войны и сохраняло мир – это баланс сил. Баланс складывается от соотношения сил противоракетной и противовоздушной обороны и наступательной системы вооружения. Если мы не развиваем противоракетную оборону, у нас создается опасность того, что, создав над собой зонтик против наших наступательных ударных систем, наши партнеры могут почувствовать себя в полной безопасности. Нарушится этот баланс, и тогда будут делать, что хотят, и агрессивность сразу возрастет и в реальной политике, и в экономике, кстати говоря. Для того, чтобы сохранить баланс, не имея планов строительства противоракетной обороны, которая является очень дорогостоящей и ее эффективность нам пока непонятна, нам нужно развивать ударные наступательные системы».
Судя по этому заявлению Путина, он по-прежнему продолжает рассматривать противоракетную систему США как угрозу, несмотря на объявленную в этом году "перезагрузку" отношений, в рамках которой администрация Барака Обамы пошла на уступки, отказавшись от планов размещения элементов ПРО в Чехии и Польши. Взамен Вашингтон намерен сконцентрироваться на создании мобильных комплексов, в том числе морского базирования, способных эффективно противостоять ракетной угрозе со стороны Ирана.
Опрошенные «Голосом Америки» эксперты считают, что это заявление Путина достаточно сенсационно. «Это заявление стало небольшим сюрпризом, в контексте политики администрации Обамы, которая согласилась отказаться от планов размещения системы ПРО в Польше и Чехии, – говорит Ворлд Кэрролл, редактор аналитического сайта Military.сom. – Если Россию что-то не устраивает, эту проблему необходимо обсудить на переговорах. Администрация Обамы доказала, что она может выступать в качестве честного брокера, – говорит Кэрролл. – Россия и США прошли очень долгий путь в процессе обсуждения вопроса о стратегических вооружениях. Жаль, что в их отношениях сохраняется недоверие».
Стивен Пайфер, старший научный сотрудник исследовательского Института Брукингса объясняет, что давние попытки российской дипломатии увязать вопрос ПРО с вопросом о новом договоре о СНВ пока не имеют успеха по простой причине: «В рамках ныне обсуждаемого соглашения предусматривается, что размеры стратегических сил США и Росси будут ограничены примерно 1500–1600 боеголовками. Это большая мощь – сохраняя этот арсенал и США, и Россия будут в состоянии преодолеть любую систему ПРО. Вопрос ПРО приобретет иное значение в том случае, если будет принято решение еще более сократить размеры стратегических арсеналов двух государств».