Государственная дума рассмотрела во втором чтении «футбольный закон» - о подготовке к Чемпионату мира 2018 года. В вынесенном на голосование варианте законопроекта появились положения об ускоренном изъятии земель у частных владельцев для строительства инфраструктуры чемпионата — в том числе стадионов, тренировочных баз, транспортных и инженерных объектов. Также предполагается разрешить неограниченную рубку лесов — исключения составят только особо охраняемые природные территории (ООПТ) и особо защитные участки (ОЗУ).
Планируемая скорость изъятия земли у частных собственников побила все рекорды: с момента вынесения решения об изъятии земли до момента передачи ее в собственность правительства пройдет всего лишь одна неделя. Собственникам взамен предусмотрена компенсация по рыночной цене. Еще десять дней дается владельцам земли на то, чтобы обжаловать решение властей. Обратиться в суд можно будет как с требованием о повышении компенсации, так и с требованием об отмене изъятия земли вовсе.
Правительство также будет вправе передавать в аренду на 49 лет государственные земли инвесторам для строительства там объектов инфраструктуры чемпионата. Арендная ставка будет привязана к кадастровой стоимости земли, которая пересматривается раз в пять лет, но все равно в некоторых регионах в разы ниже рыночной. В случае если инвестор будет вести строительство на конфискованном участке, то компенсацию должен выплатить именно он.
Россия пообещала ФИФА провести Чемпионат мира по футболу на 12 стадионах в 11 городах. Церемония открытие пройдет в столичных «Лужниках», которые к 2018 году должны быть реконструированы, кроме того, в Москве будет воздвигнута «Открытие Арена». Еще по одному стадиону сейчас строится в Петербурге, Казани, Сочи и Саранске. В Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Самаре стадионы только проектируются.
В 2012 году министр спорта Виталий Мутко оценивал затраты на подготовку к соревнованию в 600 млрд руб. Компания Standard&Poor's, проанализировав заявки всех 11 городов, подсчитала, что на организацию чемпионата потребуется около 1,3 триллиона рублей, что сравнимо с ценой проведения Олимпиады в Сочи и фактически не подъемно для многих региональных бюджетов. Некоторые регионы, если им не будет помогать федеральное правительство, могут оказаться банкротами. Например, стоимость подготовки Калининградской области к чемпионату более чем в три раза превышает консолидированный бюджет региона на 2013 год — то есть бюджет области и бюджеты всех муниципалитетов региона. В Самарской области предполагаемые расходы превысили годовой консолидированный бюджет в 1,5 раза.
Причем частные инвесторы вряд ли компенсируют более чем 10 процентов затрат — для них выгодными вложениями будут разве что модернизация гостиниц и аэропортов. Пока что единственным официальным частным инвестором строительства стадионов является совладелец «Лукойла» Леонид Федун, который финансирует строительство «Открытие Арены», которая ранее называлась стадионом «Спартак».
Инвесторы с неохотой идут в бедные регионы, но даже в Москве так и не удалось найти компанию, которая захотела бы вложиться в реконструкцию в реконструкцию «Лужников», теперь стадион включен в список объектов, которые требуют федерального финансирования. В отчете Standard&Poor's говорится, что бедным регионам — то есть тем, где более половины бюджета уходит на заработные платы — подготовится к чемпионату не удастся в принципе и до 90 процентов затрат должен будет взять на себе федеральный центр.
Как показывает практика, то, что правительство понимает под частными инвестициями во время больших проектов — таких как проведение саммита АТЭС или подготовка Олимпийских игр в Сочи — часто являются таковыми лишь на бумаге. Деньги вкладывают или государственные компании, или частные, но за счет кредитов от государственных банков.
В рассматриваемом в Госдуме законопроекте есть множество положений, которые прямо или косвенно гарантируют частному бизнесу получение федеральных или региональных денег в обмен на участие в подготовке чемпионата.
Болельщики, например, при наличии билета смогут бесплатно перемещаться между городами проведения спортивного соревнования на автобусах либо в плацкартных вагонах. Правительство сможет регулировать цены на гостиницы. Недополученные прибыли перевозчикам и владельцам гостиниц, понятно, будет возмещены из федерального или региональных бюджетов.
Впрочем, главная проблема может поджидать правительство не в деле финансирования — в конце концов, любому региону можно в любой момент выделить миллиард-другой. Во время подготовки сочинской Олимпиады власти уже сталкивались со вполне резонным нежеланием людей отдавать свои земли для строительства стадионов и дорог. У сочинцев, правда, не было права оспорить в суде решение об изъятии земель, однако они могли пожаловаться на размер компенсации. Суды, впрочем, чаще всего занимали сторону правительства и дополнительных денег сочинцам не давали.
Еще одно отличие «олимпийского» закона об изъятии земель от «футбольного» в том, что если в Сочи собственники предупреждались об изъятии за месяц, то новый закон позволяет правительству предупреждать землевладельцев лишь за семь дней.
Упрощенная процедура изъятия земель у собственников для строительства инфраструктуры принята и в Новой Москве. Процесс выглядит достаточно справедливо: если государство решило построить дорогу, то оно направляет всем собственникам земли, по которой пройдет трасса, договоры, согласно которым им будет выплачена компенсация или предоставлена альтернатива. Если собственник в течение установленного времени никак не реагирует — то есть и не подписывает контракт, и не предлагает правительству альтернативный договор — то правительство через суд вправе забрать себе участок.
Проблема собственников в том, что российские власти, как правило, для экономии бюджетных средств занижают рыночную стоимость земли. Для того, чтобы оспорить предложенную правительством цену собственнику необходимо провести независимую оценку — а она, понятное дело, стоит отдельных денег.
Вдобавок участки в районах будущего строительства начинают дешеветь заранее, потому что люди ожидают того, что государство будет скупать землю по заниженной стоимости. В результате, даже если в момент выкупа государство решит заплатить действительно рыночную цену, то она окажется ниже того, на что мог рассчитывать собственник до начала проектирования строительства.
Некоторые страны, например Германия, достаточно просто решают эту проблему. В немецких законах прописано, что рыночная оценка стоимости земли проводится таким образом, чтобы понять, сколько стоил участок еще до того, как было принято решение о начале строительства.
Серьезные проблемы правительство может получить и на «экологическом фронте». В свое время Химкинский лес стал символом борьбы экозащитников против «варварской политики государства по вырубке лесов». Споры о том, какой маршрут трассы был оптимальным, так и не закончились чем-то определенным, однако кампания дала результат: теперь каждый знает, что строители дороги зря срубили Химкинский лес.
В «футбольном» законе положение о том, что леса можно спокойно вырубать для строительства инфраструктуры, прописано, главным образом, для облегчения возведения новых терминалов в аэропортах, которые находятся за чертой города и окружены, как правило, лесопосадками. Этим же пунктом в законе, «под шумок», могут воспользоваться и железнодорожники. Пока что к чемпионату планируется построить только одну высокоскоростную железнодорожную магистраль - из Москвы в Санкт-Петербург. Для настоящего скоростного движения необходимо прокладывать новую ветку, чтобы обычные составы не мешали скоростным поездам ездить со скоростью 300-400 км/ч. А для строительства новой ветки, соответственно, нужно будет изымать земли и рубить леса.
РЖД, вдобавок, не теряет надежды на строительство еще одной высокоскоростной магистрали из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань. В перспективе есть даже ответвление от Казани к Самаре. Для строительства этих дорог придется выкупать огромное количество земель — в отличие от Тверской и Новгородской областей регионы Поволжья имеют высокую плотность населения, и недовольных будет значительно больше.
Экологи уже высказали недовольство проектом «футбольного» закона. По мнению «Лесного форума Гринпис», законопроект является ярким примером «ручного управления» страной: «правительство демонстрирует беспомощность перед собственным нагромождением лесного законодательства, тем самым невольно признавая его непригодность». «Де факто правительство встает в один ряд с лесными ворами и прочими незаконными лесопользователями. Нет бы из ситуации какие ни то выводы сделали, и законодательство в целом модифицировали. Так нет же под частный случай лесопользования кропают одноразовые законы», — отмечают участники форума.
В итоге федеральные власти будут поставлены в крайне непростую ситуацию: нужно будет, во-первых, гасить деньгами недовольство регионов, на голову которым свалилось проведение Чемпионата мира по футболу, во-вторых, каким-то образом разбираться с недовольными собственниками земель, а, в-третьих, хоть как-то налаживать связи с экологами, которые будут всеми силами мешать рубке лесов, через которые так удобно прокладывать дороги.