будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Страна

Первый срок комом

Первый срок комом
medv
Интервью Дмитрия Медведева британской газете "Файнэншл таймс".. Источник: Дмитрий Астахов/РИА Новости

Осторожные высказывания президента Медведева в интервью FT относительно второго срока коротко описываются «хочу, но пока не решили». То есть президент демонстрирует политическую слабость и зависимость. Однако хуже демонстрация слабость и де-факто признание провала первого срока Медведева.

Последние публичные выступления Дмитрия Медведева — на Петербургском экономическом форуме и в интервью Financial Times — в целом вписываются в уже привычную стратегию поведения президента. Даже темы для обсуждения из раза в раз повторяются. Президент традиционно не говорит прямо, пойдет ли он на второй срок, в какой бы форме вопрос ему ни был задан. Говорит об успехах своего президентства, реальных или мнимых. Вполне готов отвечать на вопросы о независимости суда, коррупции в силовых органах, изменении выборного законодательства и демократии в целом. О роли государства в экономике. И так далее.

«Если я буду работать президентом второй раз, как это позволяет наша Конституция, я, конечно, постараюсь сделать всё, чтобы реализовать те цели, которые были заявлены: модернизировать нашу экономику и модернизировать наше общество, включая его политическую систему», - говорит Медведев FT. Абсолютно невозможно понять, будет ли Медведев выдвигаться на второй срок из таких обтекаемых формул.


Интервью Дмитрия Медведева британской газете "Файнэншл таймс". Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости

Коронная «фишка» этой стилистики заключается в том, что Дмитрий Медведев говорит вроде бы обо всем, но конкретика категорически не выявляется. Правда, Медведев уверенно рассуждает о своих решениях, постоянно подчеркивая, что это именно ЕГО решения. Скажем, говоря о возможных конфликтах между президентом и кабмином, Медведев делает упор, что это ЕГО кабинет министров.


При этом львиная доля рассуждений президента стилистически вроде бы является программой, но по сути — расплывчатым описанием образа желаемого будущего. То есть — является предвыборной программой, явлением по российской политической традиции не то чтобы совсем уж бессмысленным, но точно страшно далеким от реальности. Однако же раз за разом фиксируется заявка на второй срок и не говорится о конкретных планах. Президент как бы говорит, что хочет остаться на своем посту, но вопрос еще не решен. И уточняет, что решаться вопрос будет им и Владимиром Путиным.

Можно, разумеется, пытаться что-то выжать из формулировок. Президент вот заявил о снижении в перспективе барьера для прохода в парламент до пяти или даже трех процентов. Правда, решение будет принято в некоем будущем. Если вообще будет принято.

Или например, Медведев говорит о недостатках ручного управления, мол, чиновники «практически по любому вопросу обращаются в Кремль, обращаются к президенту, обращаются к Владимиру Путину, обращаются к министрам». Иерархия соблюдена, но Владимир Путин назван не по должности, а по имени. Эдакая должность и даже институт «Владимир Путин». Однако сделать однозначный вывод, что Медведев совсем уж несамостоятельный политик из этого невозможно.

Можно лишь предположить, что он — слабый президент, раз накануне президентских выборов на конкретные вопросы отвечает шутками или отсылает к суду, прокуратуре и прочим уполномоченным на то органам.

И позволяет себе в отношении «своего» правительства лишь мелкие «подколки». Когда журналисты FT сталкивают позиции президента и министра финансов Алексея Кудрина, Медведев тут же «ссылает» Кудрина в «Правое дело». В шутку, разумеется.

Сама по себе слабость президента — это не плохо и не хорошо. Плохо то, что бюрократический аппарат и прочий крупный бизнес находятся в длящемся и длящемся состоянии неопределенности. Что усиливает и без того непростую ситуацию в госуправлении. Никаких решений, помимо сугубо тактических, в такой ситуации ожидать не стоит. Приходится раз за разом включать то самое ручное управление, которое живо критикует президент.

Другое дело, что риски немедленного объявления решения тандема также значительны. Если будет объявлена грядущая легислатура Путина Кремль впадет в уныние и перестанет де-факто управлять. Если наоборот — запаникуют четко ориентирующиеся на Путина элиты. Поэтому решение проблемы-2012 оттягивается до последнего. Вполне вероятно, что объявление кандидата в президенты от тандема состоится уже после думских выборов. А это увеличивает риски срыва предварительных договоренностей между Путиным и Медведевым.

Вместо объявления кандидата, дуумвиров демонстрируют то на лыжах, то в баре, то на велосипедах. Это сигнал элитам: «не поссорились, преклоняйтесь как раньше перед обоими».

Эта ситуация прямо вытекает из особенностей российской политической системы, где внятных правил не существует, прозрачные процедуры заменяются неформальными договоренностями. А ручное управление становится единственно эффективным методом при решении срочных и просто любых нетривиальных задач.

Институциональная слабость и толкает российскую политику на новый круг, создавая «проблему-1996», «проблему-2000» и так далее вплоть, как минимум, до почти неизбежной «проблемы-2018». И вот о главном провале первого своего президентского срока Медведев молчит.

Когда его презентовали в качестве кандидата в президенты, в его приоритетах числились четыре «И». Это — инфраструктура, инновации, инвестиции и институты. Практически все направления провалены. Институтов, как показывает режим тандемократии, в политике уж точно никаких не наблюдается.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).