Первый вице-премьер по макроэкономике Виктор Христенко дал сегодня обширное интервью в прямом эфире «Эха Москвы», где затронул все насущные темы последних дней. Прежде всего речь зашла о налоговых законопроектах. Христенко порадовался, что в Думе, наконец, «складывается конструктивное понимание необходимости принятия этих законов», и выразил надежду, что рабочего настроения парламентариев хватит на то, чтобы принять все требуемые документы в первом чтении до начала каникул. Со своей стороны, правительство «делает все возможное для подготовки этих законов к реализации». Сегодня, например, премьер-министр лично поручил правоохранительным органам принимать меры по отношению к тем АЗС, где цены окажутся неоправданно завышенными, и договорился с крупнейшими нефтеперерабатывающими заводами о моратории на повышение оптовых цен. Впрочем, сам налог на АЗС даст дополнительно всего 4 млрд. рублей из 530 млрд., которые должны составить доходную часть бюджета 1999 года. Поэтому его введение важно не столько для привлечения дополнительных средств (тем более, что с этим дело обстоит более чем благополучно, и «даже дополнительные доходы, заложенные в бюджет в размере около 56 млрд. рублей, уже начали реализовываться»), сколько чисто в стратегическом плане. От этого зависит долгожданный кредит МВФ, на который «напрямую завязаны» соглашения со всеми прочими международными финансовыми организациями.
На переговорах с Лондонским клубом тоже складывается относительно благоприятная ситуация. Конечно, официального решения об отсрочке платежей еще не последовало, но Христенко твердо пообещал: «Слово «дефолт» вы от меня не услышите».
Христенко заверил, что вопрос о судьбе главы ЦБ Виктора Геращенко с ним и с премьер-министром «на сегодняшний день не обсуждался». Зато обсуждался выпуск Банком России собственных облигаций, который лично первый вице-премьер считает весьма своевременной и оправданной мерой. Сложившаяся к маю ситуация может считаться «устойчивой и стабильной»: инфляция в прошлом месяце составила всего 2,2%, что стало самым низким показателем с момента начала кризиса, а золотовалютные резервы Центробанка достигли 12 млрд. долл. Именно теперь было бы важно создать эффективный инструмент для вложения свободных средств. Что же касается опасности возникновения «пирамиды», то ее, по мнению Христенко, можно легко устранить.
В завершение беседы первый вице-премьер коснулся такой животрепещущей темы, как распределение обязанностей в правительстве. Христенко утверждает, что будет курировать Минэкономики, Минфин, Министерство торговли, Министерство по антимонопольной политике (в части регулирования тарифов), Министерство по налогам и сборам, таможню, налоговую полицию и Федеральный долговой центр. Помимо того, на него возложена ответственность за формирование и исполнение бюджета (с которым, кстати, никаких «сверхъестественных проблем» не предвидится даже после ухода Михаила Задорнова). Заодно Христенко намерен заниматься вопросами внешней торговли и платежного баланса.