Путин накануне объяснил, кто и как будет обманывать российский народ. То есть: создал в администрации президента управление по массовым коммуникациям. С большими полномочиями. Впрочем, персональный состав руководства структуры предполагает, что особой эффективности властного PR ждать не стоит.
Главное свойство взаимоотношений высокого начальства с миром заключается не в том, что «начальник плох» или «во всем прав». Оно заключается в том, что начальник смотрит на жизнь глазами ближайших подчиненных. Коллективный «Путин» - будь он тиран или герой — фигура куда как более примечательная, нежели реальный Владимир Путин. Именно его видят люди на телеэкранах и в новостях в интернете. Или слышат по радио. Именно коллективный «Путин» решает, куда теперь повернет политика и экономика.
И именно окружение рисует нам самого короля. В этом смысле после возвращения Владимира Путина в Кремль вновь стала актуальной тема «кукловодов» - людей, которые не только консультируют власть по вопросу «как живет страна» (тут-то все плохо, как доказала Болотная площадь), но и навязывают граду и миру свою картину мира. Ну объясняют, почему условный Путин хорош.
Это тоже политика — рассказать населению, почему ему хорошо живется именно при этом правителе. Сложно сказать, что конкретно власти (и вполне конкретному Владимиру Путину) не нравится в ее нынешнем образе, но очевидно ее что-то не устраивает. Потому и создано в Кремле — накануне был подписан указ — целое «Управление Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям». Проще говоря, PR-управление Кремля.
В задачи нового управления (такого раньше не было) входит: «анализ позиции средств массовой информации, общественного мнения по вопросам реализации государственной политики в различных областях и оперативное информирование об этом президента», «разработка стратегии информационного сопровождения общественно значимых решений Президента Российской Федерации», «координация информационной работы федеральных государственных органов, а также федеральных органов исполнительной власти в целях объективного освещения в средствах массовой информации проводимой государством политики в различных областях», а также информационное сопровождение значимых проектов национального уровня (в качестве примера в указе упомянуты Олимпиада в Сочи).
В переводе на русский — новая структура будет а) продвигать единственно верную линию «партии и правительства», б) следить за тем, как единственно верная линия выглядит в глазах строптивых журналистов. Суперминистерство, говорите? Супер-пресс-служба.
Создается это, как выходит из путинского указа, под первого замглавы администрации Алексея Громова, который исторически курирует СМИ. Правда, курирует далеко не все — Алексей Алексеевич традиционно обращает внимание на телевизор и информационные агентства и в исключительном сучае — на газеты и журналы. Если Вы два года назад вдруг видели что-то такое в новостях со ссылкой на «источник в Кремле» - то далеко не факт, что это была «сурковскаяпроапаганда» или пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Вполне вероятно, что это Громов позвонил по вертушке Миронюк (большой босс в РИА «Новости») или Комиссару (аналогично, но из «Интерфакса»).
Впрочем, РИА «Новости» сообщили, что новое управление будет курировать еще и путинский пресс-секретарь, а ныне еще и замглавы АП Дмитрий Песков. А возглавил его бывший глава пресс-лсужбы правительства Александр Смирнов.
Там всякая пропаганда — туда-сюда, но мягкие методы воздействия на общественное мнение, тонкие разводки — это не про Громова-Пескова-Смирнова. «Отъев» себе суперполномочия они просто не смогут их переварить физически. Бывший первый замглавы администрации и «серый кардинал Кремля» Владислав Сурков не то чтобы был сильно лучше, но поле деятельности представлял. И то в результате буквально проспал всю интернет-революцию и Болотную площадь.
Новые «медиа-менеджеры» от власти выглядят бледнее Суркова: слова про печень оппозиционера на асфальте (автор — Дмитрий Песков) являются натуральным провалом, с точки зрения любого пресс-секретаря. Разумеется, у Кремля есть еще и собственно пресс-служба, и управление внутренней политики, да и внешних консультантов вполне привлекают. Но если «PR-агентство «Кремль»» приватизирует себе весь заявленный функционал (то есть монополизирует связи с общественностью власти), то падение власти и самого нанимателя Владимира Путина станет вопросом времени. И сценарии такого падения отнюдь не радуют.