будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Страна
Левкин Андрей

Пиотровский, культурный символ

Пиотровский,  культурный символ
pjotr
Карта Перми. фрагмент

Это текст о пермском книжном "Пиотровский", но не о том, кто виноват и даже не совсем о том, что делать. Скорее, о том, кто как себе что и кого представляет – во всех вариантах этих двусмысленностей. В данном случае уже не только о проблемах книжного, а о переписке между "Пиотровским" и губернатором Пермского края В.Басаргиным. Вообще, пока там все более-менее гуманно, но есть нюансы.

История обычная. В конце 2012 года новый собственник помещения, арендуемого под магазин (ул. Луначарского, 51а – см. место по фрагменту карты на картинке), потребовал немедленного освобождения площадей.

"Потребовал" - это некоторый эвфемизм. Вот "Пиотровский" рассказывает 9 января (п/ж - мои):
"Мы заключили договор аренды с ООО "Строитель-1" сроком до 30 июня 2013 года. Мы вложили деньги и физические силы в ремонт, а также в закупку большого количества альбомов по искусству, истощив, таким образом, на время свои финансовые ресурсы…В конце декабря случайно, уже от новых собственников, мы узнали о том, что помещение продано.
Новый собственник (Агентство недвижимости "Своя квартира") продемонстрировал все возможные признаки немотивированной агрессии: угрозы, грубости, оскорбления, неадекватные требования, чем вызвал с нашей стороны: а) опасения в возможном применении к нам принципов силового предпринимательства; б) понимание необходимости скорейшего переезда.
Поскольку по закону собственник помещения находится по определению в сильной позиции и поскольку он продемонстрировал нежелание вести с нами конструктивный диалог, мы не ставим себе целью долго оставаться на этом месте и убеждать в чем-то господ из АН "Своя квартира". Квартира и правда их. В отношениях с ними мы хотим: а) корректного соблюдения обязанностей по отношению к нам согласно нашего договора с ООО "Строитель-1", правопреемником которого они являются; б) соблюдения элементарных правил вежливости и этикета делового общения. Можно начать с извинений перед нами и нашими посетителями, например, за сцену, устроенную в магазине 29 декабря и вызвавшую, мягко говоря, всеобщее недоумение присутствовавших.
Хотите быть акулами - будьте, но называть нашего юриста "олигофреном" и делать заявления о нежелании действовать в рамках правового поля, пожалуй, не стоит".

"Пиотровский" некоторое время (видимо) думает, а потом пишет губернатору Басаргину. Имеет, собственно к тому гуманитарное основание – тот о них однажды отозвался позитивно и, в какой-то мере, даже системно. Тем более, что он знает и про "невидимую руку рынка", так что - просвещенный.

Вот тот давний Басаргин:
"Вспомним пресловутую "невидимую руку рынка". Как бы там ни было, но торговля действительно идет за вкусами покупателя. Я очень рад был встретить в Перми отличные книжные магазины. Выбор больше, чем в других городах. К сожалению, не удалось много времени посвятить магазину "Пиотровский", о котором слышал хорошие отзывы. Заглянул в него с внуком, поэтому больше внимания мы с ним уделили детской литературе, но успел увидеть, что ассортимент книг очень большой, причем немало книг, которых я в других городах просто не встречал".

Письмо туда

Письмо не является челобитной, оформлено корректно. Сообщается, что у магазина два, понятно, варианта – либо переедут, либо закроются. Вопрос в сроках. То есть, лучше бы побыстрее. Отсюда и тема:
"Мы не просим поблажек в виде бесплатных помещений. Мы прекрасно понимаем, что книготорговля – пусть и специфический, но все же бизнес. Мы не требуем чего-то сверхъестественного. Единственное, в чем мы нуждаемся – в желании краевых и муниципальных властей поддержать наш проект и пойти навстречу. В современных условиях, когда цены на коммерческую недвижимость в центре города искусственно завышены, книжные магазины лишены возможности экономического выживания. Три года назад нам в этом отношении повезло; найдя помещение с адекватной стоимостью аренды и не обращая внимания на отсутствие какого бы ни было ремонта, мы запустили наш магазин.
На сегодняшний день ситуация изменилась, и поиск места по аналогичной нашей арендной ставке практически невозможен. Согласившись на сверхвысокую аренду, мы окажемся перед непростой дилеммой. Нам придется либо взвинтить цены на книги и сделать их покупку окончательно невозможной для студентов и работников бюджетной сферы (сегодня это если не единственные, то точно основные посетители книжных магазинов), либо отказаться от наших проектов – творческих встреч и лекций. Словом, перестать считаться одной из самых интересных, обсуждаемых и упоминаемых среди книгораспространительных структур в стране".

Последнее – ну это да, уже чтобы губернатор вспомнил о контекстею в котором сам упоминал магазин.

Далее, собственно, еще одно расширение контекста:
"Мы живем в России, и будет немного неуместно приводить примеры какой-нибудь далекой Франции, где книжные магазины поддержаны государством и законодательно застрахованы от истории, подобной нашей. Пермь не Франкурт-на-Майне, где под нужды книжных магазинов и литературных домов муниципалитет отдает целые особняки. Однако мы уверены в том, что наша деятельность на культурном и образовательном поле Перми играет не менее важную роль, чем работа государственных библиотек и просветительских центров, и имеет все шансы быть замеченной краевыми властями.
В этой связи мы просим вас, Виктор Федорович как губернатора Пермского края, по достоинству оценившего нашу работу, быть вовлеченными в решение нашей проблемы".

"По достоинству оценившего" – это, понятно, отсылка к цитированному выше блогу Басаргина.

Письмо оттуда

Во всей этой истории не будет ничего плохого о губернаторе, он миролюбив и сострадателен, но - действует в рамках принятых схем и сложившихся обстоятельств. То есть, речь как раз не о нем, а о профилактическом, что ли, осмотре состояния этих правил и обстоятельств. А он ответил и, вероятно, что-нибудь хорошее сделает. Ну и да, как же в таком случае не обойтись без поучений? Этаких отеческих. В сумме получается картина действительности в том виде, как она ощущается руководящей стороной - и ровно имея в виду эту картину ниже производятся комментарии к ответу.

Ответ: 
"На открытое письмо коллектива книжного магазина "Пиотровский" отвечу своим не менее открытым постом.
Создав магазин, вы, на мой взгляд, сделали важное социально значимое дело. Здорово, когда отличная идея идет в развитие собственных увлечений. Это та самая история успеха, которая приносит не деньги, но доброе имя.
В то же время, начиная дело и вкладывая в него свои деньги, вы наверняка учитывали возможные риски, включая изменение цен на рынке аренды недвижимости и сокращение спроса на печатную продукцию из-за роста числа приверженцев электронных форматов чтения и т.д."

То есть, у нас тут рынок - абсолютно сферический в вакууме, без каких-либо экстерналий и, несомненно, при полном отсутствии связей между бизнесом и властью. Чисто-чистый идеал рынка: невидимые руки М.Фридмана люто, бешено аплодируют. Ну и, собственно, коль скоро эти люди зашли со стороны "собственных увлечений", то логично, что у них бонус "не деньги, но доброе имя". Не совсем только понятно "сокращение спроса" – об этом в письме ничего не говорилось. Тем более о влиянии расцвета электронных книг на книготорговлю. Это, наверное, референт губернатора зашел на сайт "Альянса независимых издателей и книгораспространителей" (коль скоро "Пиотровский" в него входит) и прочел об этом там.

А вот тема действий новых владельцев, выставляющих магазин до истечения срока аренды решительно опущена. Хотя, собственно, проблема в этом, а не в росте числа приверженцев электронных форматов. И она возникла даже не в связи с изменениями на рынке недвижимости. Или пренебрежение договорными обязательствами губернатор также считает возможным риском в рамках чисто-чистого рынка? Ну, он же не пишет в ответе, что поинтересуется - в самом ли деле арендаторов сгоняют с места на полгода раньше, да еще и среди зимы.

Он переходит к поучениям: "Не стоило "пугать" опасностью "взвинтить цены на книги и сделать их покупку окончательно невозможной для студентов и работников бюджетной сферы". Вы же сами пишите, что то, чем вы занимаетесь, это все же бизнес. И хотя уровень ваших доходов невелик, устанавливаемый размер наценки и так делает "Пиотровский" магазином для фанатов печатной книги. И увеличение цен проблему не решит".

То есть, вы же сами написали, что это бизнес? Ну так вы его просто не умеете вести. Типа строго, но справедливо, ага. А вот откуда взялась тема "устанавливаемый размер наценки и так делает "Пиотровский" магазином для фанатов печатной книги"? В таком описании он уже выглядит чисто бутиком на Столешниковом, куда фанаты печатной книги подъезжают на "Бентли". Между тем, сам же в магазин заходил.

После поучений, разумеется, следует ободрение:
"У вас есть нечто более важное - известность в городе и за пределами Перми, поэтому навряд ли смена месторасположения серьезно изменит поток покупателей. Тем более, что на волне обсуждения вашего письма в масс-медиа вы получили дополнительную известность".

"Более важное", чем что? И чем обычно помогает известность в городе и за пределами Перми? Ну да, это к тому, что губернатор ответил и все, видимо, закончится самым счастливым образом. Впрочем, "дополнительная известность" в контексте данных рыночных отношений тем продуктом, который "Петровский" получает взамен проблем. возникших в резхульете того, что кое-кто похерил договор.

Но пока хэппиэнд:
"Да, в России нет системы поддержки частных книжных магазинов, но есть поддержка полезных инициатив. Я переговорил с руководителями города и получил  обещание, что они помогут вам с поисками помещения поближе к центру на подходящих условиях".

Формула "поддержка полезных инициатив" любопытна – а что такое полезная и кому именно? То есть, кто именно оценивает? Ну, губернатор. А в каком виде поддержка существует? Вот: "Я переговорил с руководителями города".

Также имеется и бизнес-совет, переходящий в руководство по жизни:
"Надеюсь, что эта помощь будет полезной, и спустя какое-то время вы сможете дополнительно расширить ассортимент и за счет этого сделать цены чуть ниже, все-таки в мире еще немало умных и достойных книг, что пока не добрались до полок "Пиотровского". Делайте их доступнее. Удачи! У вас есть все шансы стать одним из культурных символов Пермского края".

Тему помощи, которая может оказаться полезной, опустим, но вот же: смысл любого действия, в том числе - понижения цены на книги, состоит в том, чтобы стать одним из культурных символов. Тут нет придирок к словам – если придираться, то это можно было бы сделать конкретнее. Но в самом дел, оценка деятельности состоит не в том, чтобы определенная, кому-то нужная поляна существовала, но - в "культурном символе".

В этом присутствует традиционная метафизическая прелесть – не так, что просто живешь, а с некой высшей целью. Которая, конечно, всегда одна на всех и, значит, логично, что ею занимается начальник территории. Но в целом все хорошо и, наверное, помогут. Очень милый ответ, губернатор даже заботится о судьбе "умных и достойных книг, что пока не добрались". И все это галантно, чисто в духе просвещенного абсолютизма. Что, собственно, и достало.

Реальность и мораль

На блоге "Пиотровского" есть еще другие сообщения, сделанные уже реальным и человеческим языком:
"Поймите нас правильно, мы не собираемся кормиться из бюджета. Более того, если бы нам была предложена денежная помощь со стороны государства, мы бы дали немедленный отказ. Письмо губернатору - это попытка во-первых привлечь внимание к ситуации в целом, во-вторых получить помощь в поиске помещений с льготными условиями аренды. Именно у государства больше всего недвижимости с теми самыми конструктивными недостатками, за счет которых возможны льготные условия аренды".

Там же становится понятнее цена вопроса. Что они бы хотели:
"1. Помещение на 1-м этаже, в центре города, с отдельным входом, с возможностью остановки грузового транспорта. Обязательно с окнами. С работающей канализацией, электропроводкой и отоплением. Состояние может быть любым.
2. Не обязательно на первой линии. Это может быть двор.
3. Площадь от 80 (если потолки высокие) до 150 квадратов. Без коммунальных услуг и электричества мы готовы платить до 70 т.р. в месяц. Платим регулярно, помещение содержим в чистоте и порядке".

Цена, собственно, в Москве может удивить, но это, все же, Пермь. Кроме того, "конструктивные недостатки" ситуацию уточняют:
"3. Размер арендной ставки (как говорят, "существенно ниже рыночной") объясняется рядом конструктивных недостатков помещения, изначально малопригодным для торговли: в дальнем зале протекает крыша и весной потолок отсыревает, в среднем зале под фальш-потолком проходят трехметровая канализационная труба и трубы с горячей водой, которые, в случае аварии могут стать причиной затопления магазина сточными водами или кипятком. Короче говоря, вызвать порчу имущества, что дважды, к слову сказать, происходило, но было нами оперативно предотвращено. Таким образом, мы брали эти риски на себя".

Ну, не то место, куда ездят на Бентли". Нормальное полу-сквотство, дело хорошее. Но вот еще нюанс. Ну, видимо, у города есть какой-то аварийно-нежилой фонд. Речь, совершенно разумно, не идет о бесплатной или льготной аренде - такие истории обычно имеют неприятные последствия (как там сейчас, кстати, у "Нового мира"?). "Французский прецедент", разумеется, лучше оставить французам - потому что они уже не в XVII веке.

Но вот же нет никаких частно-государственных посредников. Чего-нибудь типа фонда, или, наконец, местного минкульта, который мог бы вести профильные дела - не в безвозмездном, а в прагматическом варианте. Нет, все только напрямую - отчего любое конкретное письмо имеет шанс быть воспринятым как челобитная: кто-то тут чего-то захотел, а начальник территории рассмотрит чего это им там захотелось и, возможно, сочтет это желание в чем-то полезным для себя. Устроив, как и положено просвещенному абсолютизму, мерлезонский пиар-балет на тему начальственного милосердия к мальчикам, сунувшимся в бизнес со своими книжками.

К чему были все эти галантные поучения? Люди делают дело, у них возникла проблема. Есть возможность решить - ну так сказать им, чтобы позвонили-зашли туда-то, рассмотрели варианты. Нет же, метафизические рассуждения о культурных символах. Так ведь "Пиотровский" в данной истории именно им уже и является. 

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).