Сегодня сразу несколько профильных комиссий Общественной палаты обсуждали проект актуализированного Генерального плана Москвы до 2025 года, уже принятого Мосгордумой во втором чтении. Как отмечает ИТАР-ТАСС, обсуждения как такового не получилось, заседание оказалось полностью посвящено жесткой критике деятельности московских властей, а после слов искусствоведа Марата Гельмана: "для нас исторический центр Москвы – это любовь, а для Лужкова – овощная грядка, с которой нужно собрать больше урожая", а также обвинений в "жадности и безразличии", представители столичных властей – главный архитектор столицы Кузьмин и спикер столичного парламента Платонов - покинули зал. Спикер Мосгордумы Владимир Платонов даже пообещал судиться с участниками заседания.
О чем говорить – Генплан московские власти приняли (то есть принимают)законно. После обсуждения с жителями столицы, в лучших традициях обсуждения советской Конституции 1977 года. Правда, критики жаловались, что общественные слушания назначались на те часы, когда услышать что-то рабочему человеку затруднительно, а в некоторых случаях кроме специально приглашенных в управу клакеров более граждан власти видеть не пожелали. Но это ж критики, что с них взять. Те из них, что грамотнее пытались было даже обсуждать Генплан, сетуя на то, что это не Генплан никакой и вовсе к процессу планирования никакого отношения не имеет . Дескать, знающие люди сначала думают над инфраструктурой, специалистов по градостроительству приглашают, анализ демографический и иммиграционный проводят, а потом уже рисуют квадратики, обозначающие красивые торговые центры. На что, власти Москвы отвечали, мол, глас народа, обещали учесть 99,9 процентов пожеланий москвичей и говорили, что четвертое транспортное кольцо – есть, по мнению их специалистов, панацея от пробок и чуть ли не старости.
К чему нынешнее шоу? Забудем о том, что Общественная палата – квазиорган с как бы полномочиями (МГД в этом смысле мало чем отличается де-факто). Отметим для себя, что перемирие московских властей и федерального центра, наступившее после терактов в метро закончилось. Тогда Дмитрий Медведев и Юрий Лужков вместе спустились на станцию метро «Лубянка», позировали перед камерами. Говорить о московских проблемах было неудобно. Теперь, похоже, траурное перемирие закончилось.
Общественная палата в лице Анатолия Кучерены была задействована со старта нынешнего противостояния федералов и московских властей по случаю сноса поселка «Речник». Сноса, как мы уже писали, формально законного. Однако сильный информационный накат на мэра Москвы имел место в эфире всех центральных телеканалов. По новейшей российской традиции это означает, что влиятельные силы где-то в районе Старой площади или Белого дома высылают политику «черную метку». Московские власти отреагировали стоически – говорили, что все по закону, что в поселке живут богачи и прочая.
"Речник" потребовал проверить президент. Проверили. "Хотя формально нет еще полной ясности, действия приставов полностью отвечали закону, и грубых нарушений не было выявлено", - заявил на днях министр юстиции Александр Коновалов. "И самое главное - я принципиальный противник того, чтобы служба судебных приставов выступала в качестве дубины в руках региональных властей, в руках деловых групп, которые борются друг с другом. Это не меньше дискредитирует государственную политику, в целом государство, чем коррупция милиции, коррупция следствия, коррупция судов", - подчеркнул Коновалов.
Проверили на законность – законно. Нехорошо, но законно. И через пару дней московский мэр говорит в интервью «Известиям»: «Другой вопрос - реальные садоводы в этом поселке. Для тех, кто что-то выращивал на них, власть должна предоставить в Подмосковье, на небольшом расстоянии от города, участки земли с соответствующей компенсацией, чтобы люди могли продолжать заниматься садоводством, но уже не в Москве, не в особо охраняемой природной зоне. С точки зрения закона этого можно и не делать. Но по-человечески, по справедливости - мы готовы».
Не в Москве, по справедливости. Тема отработана, не было никакого «Речника».
Московские власти мило переводили наезд в плоскость историческую – не исключено, что «сталинский скандал» был инспирирован. Жаркая дискуссия по Сталину, при его неоднозначной оценке россиянами, удобнее дискуссии по «Речнику», который население оценивало однозначно. Вот и сегодня Людмила Швецова, заместитель московского мэра, заявила, что столичное правительство не намерено отказываться от размещения ко Дню Победы плакатов с изображением Иосифа Сталина на улицах города. По ее словам, оформление города будет таким, чтобы "быть адекватным исторической памяти", а тема Победы должна не вносить разобщение, а объединять людей.
Брошенная в бой Общественная палата по вопросу безобразного (специалисты так считают) Генплана – это очередной сигнал посылаемый московскому правительству. Представляется, что Генплан и уничтожение исторического облика Москвы, идущее уже много лет – не самая удачная тема для «вскрытия» герметичного лужковского режима. Обыски в «Миракс-групп», прошедшие недавно, и дело на заместителя мэра Рябинина (сначала заведенное Генпрокуратурой, а затем закрытое Прокурором Москвы Семиным - см. "Вице-мэра отстояли") – более значимые ходы в работе «по Лужкову». Впрочем, московские власти показывают, что своих не сдают – глава московского департамента по рекламе Макаров, освобожденный из СИЗО, тут же вернулся на свое место. Рябинин опять-таки отделался легким испугом. Понятно, что интерпретация данных фактов в одном ряду имеет свои недостатки. Не все скандалы в московском правительстве являются следствием противостояния Центра и московских властей. В Москве много частных интересов, всегда вероятны частные разборки, которые мы волюнтаристски вписываем в это противостояние.
Почему такое вписывание возможно? Потому что схема «Москва своих не сдает и Кремлю не сдается» пока работает без сбоев. Процитируем еще интервью московского мэра: «Вы говорите о коррупции московского чиновничества. Да, есть случаи, когда из-за желания получить "откат" что-то задерживается. Но были и другие случаи. Несколько месяцев был под арестом замруководителя Мосимущества. И что? Его вынуждены были выпустить и официально перед ним извиниться за то, что незаконно держали под стражей. Возбудили дело против руководителя департамента финансов, оно развалилось из-за отсутствия претензий, которые вначале были названы как правонарушения. Еще не закончен процесс по руководителю комитета рекламы. Почему мы, правительство Москвы, так заступились за него? Потому что все понимают - это абсолютно пустое дело. Сейчас предъявили претензии одному из моих заместителей, это руководитель Москонтроля - человек, который по своей работе, по своему статусу должен быть предельно честным, кристально чистым. Дело не просуществовало и трех дней».
Несомненно, что с каждым фигурантом дела и с нефигурантами проводятся консультации на тему смены московского мэра. Полагаем, что федеральному центру нужен только сильный консолидирующий лидер (гомогенизирующий, как выражались в одной покойной партии), вокруг которого можно будет выстроить схему смены лужковского правительства. Нужна команда, в которую имеют все шансы войти и члены лужковской политической элиты и лужковского бизнеса. Но и Людмила Швецова, и Владимир Ресин, и депутаты Мосгордумы, и застройщики (как и многие другие бизнесмены столичного значения), вроде бы демонстрируют полную лояльность московскому мэру. Если внешняя лояльность соответствует кабинетным настроениям, добиться мирной передачи власти в столице для федеральных властей будет затруднительно. О последствиях этого для Кремля мы уже говорили (см. Посылание президента).