Уже стало традицией, когда новый руководитель (региона, организации или даже страны) принимает бразды правления, неизбежно меняется сайт этой структуры, удаляются все упоминания о прошлом руководстве и, наоборот, максимально полно освещается новое руководство.
Обновление официального сайта правительства Москвы — не исключение. Новый сайт, несомненно, разительно отличается от старого, однако всё ли в нём хорошо или нет, я постараюсь изложить далее.
Я разделил эту статью на 3 части. В первой я расскажу о хорошем — ведь многое действительно неплохо. Во второй — о плохом, что недоделано или сделано не очень хорошо (скорее по недосмотру или из-за проблем с постановкой задач). И, наконец, в третьей части пойдёт речь «о мерзком» — это серьёзные проблемы, которые не могут быть случайными. То, что они не решены на новом сайте и, к тому же отсутствуют сигналы, что будут когда-то решаться, характеризует новое руководство города не с лучшей стороны.
Начну с хорошего и положительного.
Вот то замечательное, что я увидел:
Большая часть всего нового хорошего связано с визуализацией уже имеющейся информации.
Однако, только хорошим всё, разумеется, не заканчивается. Есть множество нюансов и недоделок, которые однозначно можно назвать плохими.
И вот их список:
Почти всё плохое сравнительно быстро может быть исправлено разработчиками за месяц, а то и быстрее. Эти проблемы не фатальны — они больше похожи на недоработки. О серьёзных же проблемах будет дальше.
Было бы просто ограничиться сухим перечислением хорошего и плохого, но есть то, что показывает нынешнее правительство Москвы отнюдь не в лучшем свете и то, в отношении чего, очень сложно предположить будто это — случайность.
Если кто еще помнит историю со снятием Юрия Михайловича Лужкова, в октябре РИА "Новости" публиковали высказывание Алексея Кудрина о том, что до четверти всех документов в Москве не публикуются в открытом доступе. Прочитать можно здесь.
Вообще-то это очень серьёзное обвинение и вот вопрос — Юрий Лужков отставлен, официальный сайт правительства Москвы обновлён — так где же документы?
Ещё в январе 2010 года я размещал в своём блоге заметку о генеральном плане Москвы — ivbeg.livejournal.com/252295.html.
Суть её в том что Генеральный план — это один из наиболее ключевых документов московских властей и при этом он опубликован в формате, который изначально не предполагает удобной работы, да и вообще какой-либо работы с этим документом. И все отговорки об «аутентичности копии» и «публикации в высоком разрешении для печати» — более чем «мерзки», поскольку невозможно представить, что публиковавшие этот документ именно в виде постраничных сканов, не готовили его изначально в MS Word’е и не понимают того, что размести они текстовые PDF или DOC документы, то эксперты и рядовые граждане могли бы полноценно исследовать этот документ, сопоставляя приведённые там материалы.
Изменилось ли что-то с приходом нового мэра и с обновлением сайта правительства Москвы? Увы, нет. В разделе «Генеральный план» сайта www.mos.ru/about/plan есть лишь три ссылки на все те же опубликованные на сайте Москомархитектуры книги — gpinfo.mka.mos.ru/kniga_1, gpinfo.mka.mos.ru/kniga_2, gpinfo.mka.mos.ru/kniga_3
Как многие из вас помнят, в России есть специальный закон — 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html) регламентирующий, какая информация, в какие сроки и как именно должна публиковаться на сайтах органов исполнительной власти, включая правительства субъектов федерации. Несоменно в Москве существует ряд документов — законов, постановлений правительства и указов мэра устанавливающих требования к раскрытию информации на официальных сайтах органов власти города Москвы. 8-ФЗ и эти документы принимались не просто так, а для обеспечения прозрачности деятельности исполнительной власти для граждан. Тем не менее, на новом сайте Москвы ничего похожего на раздел «прозрачность» где была бы информация о:
Ещё один ключевой раздел сайта который очень сложно упустить случайно — это антикоррупционная деятельность. Такие разделы сейчас есть на большинстве сайтов федеральных органов власти, на сайтах очень многих правительств субъектов федераций. Надо ли упоминать о том, что в Москве проблема коррупции стоит особенно остро? Настораживает, что эта тема не вынесена в основной список.
И, наконец, та тема, которую я не могу не упомянуть. Открытые данные — это нечто новое для всех органов власти по всему миру. Мэрии крупнейших городов мира хотя бы осведомлены об этом и активно предоставляют открытые данные для граждан. Это происходит в Лондоне, Торонто, Нью-Йорке, Париже, но не в Москве. Я подозреваю что московские власти до сих пор даже не знают, что значит «открытые данные».
Есть такое явление в современной России как «iPad’изация» власти. Когда вместо смысловой составляющей на информационных веб-ресурсах делается акцент на их внешнем виде. Я подозреваю, что Сергею Собянину новый сайт правительства Москвы показывали именно на iPad’е, показывая замечательные красивые картинки, удобные меню и вообще, интерфейс, максимально приближённый к известным продуктам известной компании.
При этом вопросы прозрачности власти для граждан, антикоррупционной деятельности, открытых данных и многое другое остаются за рамками этой красивой штучки.
Так что «фантик» получился на славу, пора менять начинку.