будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Страна
Митрофанов Сергей

Почему нет восторгов

Почему нет восторгов
mitrofanov_sergej_big

На прошлой неделе были зафиксированы первые серьезные попытки воздействия на Систему, предпринятые Кремлем Медведева, не вызвавшие, однако, особого энтузиазма ни у «системных людей», ни у «наблюдателей Системы». Речь идет о «принуждении к прозрачности» и о пакете целого ряда мер, из которых, пожалуй, самая важная – обязанность декларирование доходов чиновников и их близких родственников, а так же будущий тотальный контроль над банковскими операциями. Телерепортажи на эту тему уже зафиксировали озабоченные взгляды, которыми обменялись члены правительства (то есть особенно доверенные люди во власти), поскольку совершенно непонятно, во что такой мониторинг может вылиться и какие бездны он может обнажить.

Однако, и более-менее неангажированные наблюдатели Системы так же почему-то не приветствовали новации президента бурными аплодисментами, демонстрируя, скорее, скептицизм и собственное малодушие. Прозвучали даже сравнения с Горбачевым и его антиалкогольной кампанией. Типа бурно начали, а чем закончили. Как заметил один из блогеров, все антикоррупционное потуги будут тщетны, поскольку «чиновники всегда найдут лазейки для того, чтобы реализовать шкурные интересы».

 Впрочем, проблема, как мне видится, не в лазейках или же извечной славянской грусти - хроническом неверии в счастье. В силу обстоятельств, российская реформа вынуждена проходить в условиях деградации базовых институтов государства и общества, базовых ценностей населения, отчего изначально имеет низкие шансы на реализацию, если заинтересованные в модернизации силы не подкрепят наступление серьезной перестройкой в тылу, исправляющую саму испорченную ткань социальной жизни.

Что я имею в виду. Декларации и мониторинг – штуки хорошие, даже очень, но возникает простой вопрос: а когда конкретно все это начнется (в этом году, в следующем, к январю?) и кому будут предъявлены декларации для обозрения, как и кем будет проверена достоверность изложенных сведений?

Понятно искренне стремление Медведева снизить коррупционные издержки подведомственной ему экономики, делающие эту экономику нерентабельной. И понятно стремление Медведева получить декларации от своего ближайшего окружения (отчего и заявлена решимость начать с себя – то есть, чтобы они предъявили декларации ему, а он – им, и вышла как бы ничья), тем самым обретя технологию влияние и управления. Но кому предъявят свои декларации остальные миллион чиновников? Конечно, по бюрократическому замыслу, они предъявят их, прежде всего, специфическим органам контроля, то есть точно таким же чиновникам, закладывая тем самым основы для следующего уровня корпоративного (классового) сговора.

На самом деле, только гласность – универсальная мирная технология общества-контролера.

И можно было бы, конечно, эти декларации публиковать, но мне, например, так и не удалось отследить результаты эксперимента, с которым выступило одно из столичных изданий, истребовав для публичного обозрения такую декларацию от не самого крупного по федеральным меркам московского чиновника, а потом я попросту об этом эксперименте забыл. Он стерся в потоке новостей. Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует контент, который мог бы работать с такого рода информацией. Как отсутствуют и общество-контролер, выдающее запрос на контроль, и подлинно национальные медиа (Агитпроп в телеящике не в счет) — звучащие на всю нацию и доступные ей.

Ни один «Коммерсантъ» не потянет задачу «принуждения к прозрачности» и сам от себя такую задачу, безусловно, решать не станет, и ни одна моська не переварит такого огромного слона как «системная коррупция». Тем более, невозможно адекватно донести этого слона до адресата - таких же мосек российского общества.

 Деградация публичной сферы зашла слишком далеко, приняв почти необратимый характер.

То там, то здесь инициативные расследователи общества покидают профессию, в которой если и не убивают, то сокращаются рабочие места и исчезает потенция к самореализации. Возможно, через некоторое время и вовсе будет утеряна культура честного, социально-ориентированного журнализма. Возможно, Медведев и сам понимает, что искомая им «прозрачность» не обеспечивается одними только гипотетическими декларациями, если не становится образом жизни, не подкреплена «свободой слова», доступностью объекта в интерьере…

Действительно, если та же французская пресса каждый раз анализирует уикенды Саркози, шокируя своих читателей – французских избирателей, стоимостью апартаментов за госсчет, то в России своим бытом публично гордились разве что нувориши 90-ых, так погордились и перестали. Вот фото Чичваркина с собачкой, а вот он уже в бегах. Мэр Лужков – много умнее, он с удовольствием даст интервью, но с веником и у помойки, во время субботника, сам будет в кепке.

Совокупное государственное лицо возникает на своем рабочем месте как бы пробравшись туда по подземному ходу, а потом, по завершении рабочего дня, так же по подземному ходу исчезает, чтобы уже объявится уже в Ницце. Или в Сочи. Жена и дети засекречены. Их адрес неизвестен. Правда вскроется разве что в лондонском полицейском протоколе, если кто-то устроит дебош.

На самом деле, к этой проблеме вплотную примыкает и проблема выхода из кризиса.

Общественность недоумевает: как же так, кризис бушует уже полгода, а «понятного» антикризисного плана как бы нет, пока действует «непонятный». По «непонятному» плану живем, делим бюджет, рулим финансовыми потоками.  Но «понятно» объяснить здесь можно только одно: наш план таков, мы ваши денежки просадили в казино капитализма, а теперь за ваш счет хотим обеспечить себе (и только себе!) докризисный уровень жизни. Оттого-то и говорим кодом и пробираемся по подземному ходу… А вы: принуждение к прозрачности, принуждение к прозрачности…

Митрофанов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).