У России появилось новое старое правительство – никаких радикальных перемен, о которых не говорилось бы заранее, не произошло. Покинули кабинет Греф, Зурабов и Яковлев. Кадровая ротация в ограниченном масштабе говорит о том, что правительство в нынешнем составе проработает недолго. Уже после мартовских президентских выборов стоит ожидать новых перетрясок в кабинете министров.
Субъекты политического процесса выдержали паузу больше недели. Ее мало кто ожидал – редактор отдела политики журнала «Эксперт» Андрей Громов, например, пообещал, что на момент выхода номера «Эксперта» от 24 сентября состав и структура правительства будут уже известны. Осведомленная публика, вполне вероятно, знала состав и структуру и на момент сдачи номера в пятницу, неосведомленная же, ясности для которой на момент утро-день 24 числа, в понедельник заметно нервничала, повторяя один и тот же вопрос. На вопрос «Когда уже?» ответили вчера вечером – сказали «уже сейчас».
Как и предполагал «Полит.ру», значительных подвижек по кадровому составу в правительстве не произошло. Ушел просившийся в отставку глава Миэкономразвития Герман Греф, отправили в отставку главу Минсоцздрава Михаила Зурабова, Ушел и многострадальный глава Мирегиона Владимир Яковлев.
Не ушел «по семейным обстоятельствам» глава Минобороны Анантолий Сердюков – здесь отставку мог принимать президент, и политес решено было не соблюдать. Прямого нарушения закона о госслужбе в работе родственников Зубкова и Серодюкова в одном правительстве нет – первый подчиняется непосредственно президенту, как и второй. Следовательно – они не находятся в прямом соподчинении, что запрещено законом. А семейственность не является страшным грехом. Вот Минсоцздрав возглавила жена Виктора Христенко Татьяна Голикова – и тот пока не спешит бежать к президенту с просьбой об отставке.
Персональная судьба одно, аппаратный вес – другое дело. По внешнему впечатлению, сильно выиграл от перестановок в кабинете глава Минфина Алексей Кудрин. Он а) повысил формальный статус - стал вице-премьером, б) лишился очень сильного оппонента в лице Германа Грефа, в) его бывшие (пусть и формально) подчиненные ныне занимают посты президента России, премьер-министра, помощника премьера и главы Минсоцздрава. Минэкономразвития, лишившись Грефа, вполне может превратиться из сильного лоббистского центра в исключительно экспертное ведомство, мимо которого будут идти едва ли не все финансовые потоки. В дальнейшем - нескоро - речь может пойти даже об упразднении ведомства. По всей видимости, курс на макроэкономическую стабильность – задача Минфина – возобладал над ускорением развития – задача Минэкономразвития. Задачи же по развитию взвалят на себя госкорпорации, крупные госкомпании и примкнувшие к ним частники.
Дмитрий Козак занял очередную и, надо полагать, не последнюю должность. На счету чиновника уже проведение де-факто провальных административной, судебной и муниципальной реформ, провалившееся же умиротворение Приднестровья, полпредство в ЮФО (за это время там не произошло радикальных перемен), теперь вот – руководство Минрегионом. Затыкание проблемных зон Дмитрием Козаком походит на фирменный стиль кадровой политики Владимира Путина. Иными словами – официально признано, что Минрегион необходим (поговаривали, что министерство просто расформируют), и в сфере его деятельности все настолько плохо, что туда понадобился сам Козак.
Структурные изменения, действительно, произошли в масштабе «как договорятся». Договорились – радикальных изменений в духе ослабления одних министерств и ведомств за счет усиления других не произошло и ждать их пока не следует.
Появятся в России на федеральном уровне два комитета – по делам молодежи и рыболовству. Они, вообще-то, уже существовали и даже по нескольку раз и их появление ничего принципиально новго из себя не представляет. "Создание двух новых комитетов напоминает реформу по принципу крыловского "Квартета". Была, например, многолетняя история соединения и разъединения министерств высшего и среднего образования по 20 раз за 15 лет. Эти мелкие административные телодвижения могут играть роль в зависимости от того, кого назначат - все административные преобразования делаются не ради дела, а ради конкретных людей", - говорит политолог, рукводитель центра "Панорама" Владимир Прибыловский. На фоне всеобщей нацпроектизации конца 2005-начала 2006 года под обе темы предлагалось завести по нацпроекту. За рыболовство ратовал, помнится, Михаил Фрадков – чем не поле для деятельности экс-премьера?
Предложенная конструкция на практике означает сохранение статус-кво в правительстве и околоправительственных структурах. Как будут старые новые министры «молотить, как швейцарские часы» (см. Владимир Путин) - вопрос отдельный. За это ответственный назначен – им будет Виктор Зубков. Появление реального взаимодействия Зубков-Сердюков-Бастрыкин-Мокрецов (его анонсировали некоторые наблюдатели, отмечающие «антикоррупционный» характер отставки правительства) может как-то сказаться на расстановке сил в элите, но не в правительстве.
Кадровая ротация в ограниченном масштабе говорит о том, что правительство в нынешнем составе проработает недолго. Уже после мартовских президентских выборов стоит ожидать новых перетрясок в кабинете министров. В зависимости от того, какой будет конструкция власти в период 2008-2012, кто будет президентом, какую роль будет играть (и будет ли) Владимир Путин, будет/не будет производиться чистка кабинета, перестановки в ведомствах, распределяться бюджеты.
См. также: