В последнее время описание политики все больше напоминает сериал «отчаянные домохозяйки», потому что каждую неделю здесь у нас происходит отчаянное воодушевление по какому-то новому поводу. Так, всю позапрошлую неделю воодушевлялись по поводу «сигналов». О чем написано, и здесь, и здесь, и здесь. Причем, их слышало так много людей, что ни у кого не возникало ни малейшего сомнения сомнение, что «сигналы эти» - не «белый шум», а проявление разума с планеты Кремль. А всю прошлую неделю - царил иррациональный пессимизм. И сигналы-то эти, как выяснилось, не сигналы, и чего-то в них не то расшифровывалось. Как у Высоцкого: «а нас посылают обратно!» И значение-то этих «сигналов» мизерное, и вообще им отказывалось в рукотворном характере происхождения. Типа природные флюктуации.
За президента даже обидно.
Ведь он действительно открыл свой блог в ЖЖ – рассаднике нового диссидентства, действительно дал интервью нишевой «Новой газете», действительно встретился с правозащитниками и действительно освободил Светлану Бахмину, за освобождение которой общественность собирала подписи. И… получил…
По поводу Бахминой: «ПОЛИТИЧЕСКОЕ значение освобождения Бахминой равно нулю. Никакой это не «сигнал», а если кому-то так уж невтерпеж «ловить сигналы», то он волен толковать сей знак, как угодно» (Леонид Радзиховский ).
По поводу встречи президента с общественниками: «На самом деле, как мне представляется, дело обстоит следующим образом. Использование вражеского контингента в подобных спецоперациях — старая, как мир, кагэбэшная разводка. С ее помощью достигается несколько важных целей: улучшается имидж власти (дескать, если «таких» зовут, значит, там начинаются подвижки); дискредитируется оппозиция (стоило поманить, и вот они на ковре); вносится раскол во вражеский лагерь…» (А. Рыклин).
«…в чем смысл бесконечного повторения очевидных политических истин президенту, который все понимает, но ничего не делает? В чем смысл таких встреч, кроме рекламного, когда президент в заботе о своем демократическом имидже демонстрирует свою близость к обществу, а пригретые государством правозащитники – свою близость к власти?» (А. Подрабинек)
По поводу ЖЖ: «Поздравляю, дорогой Леонид Ильич!» (Виталий Портников)
Инвективы либеральной общественности странным образом совпали с инвективами «охранителей». Член Общественной палаты А.Чадаев не долго думая заявил, что это сигнал «господам честным людям» не о грядущей демократии («господа честные люди», как мы видим, и не ждали такого счастья), а чтобы демократы разоружились перед партией большинства. Либо присоединились к победителям, либо валили в хоспис.
Мудрый критерий к «сигналам» применила отчаянная либералка Ирина Павлова, совпавшая, тем не менее, в своем рационализме с охранителем Чадаевым: «…говорить о сигналах власти по меньшей мере наивно. Речь должна идти не о сигналах, а о директивной деятельности высших органов власти». Мы не маленькие, чтобы слушать всякие «пи, пи, пи…», предъявите резолюцию!
А с резолюциями беда. Нет либеральных резолюций. Свободу не объявили, визы не отменили, новых газет не открыли, ток-шоу на ТВ не прибавилось. Ну, поговорил Медведев с правозащитниками, а ничего не изменилось. Все процессы идут в прежнем режиме. Ну, отпустили Бахмину, а символизм в этом ноль. Медведев же не сказал: «Я отпустил. На зло Путину». Сделал вид, что ни при чем, суд решил по рутинной процедуре. Ну, дал Медведев интервью Муратову, но не о чем (вспомнить, что там говорилось практически невозможно), и убийц Политковской все равно не нашли.
Наоборот, уже через пять дней Медведев повторяет в Хельсинки стандартный набор замшелых клише про не слишком дружелюбный Запад. В очередной раз ругаются с НАТО из-за Грузии. Строят «Южный поток» в обход Украины. Дума продолжает работать над репрессивными законами: то курильщиков обычных сигарет собираются выселять из квартир, как наркоманов, то детям объявляют локальное чрезвычайное положение. Привыкайте, детки дорогие, к взрослой жизни. Ну, ничего себе реформирование в кризис!
Спрашивается, а где же «оттепель»? Кругом «совок».
«…координация вместо конфронтации, экономические контркризисные меры вместо форсированной политической реформы. Нежелание противопоставлять демократию и стабильность. Об этом говорил президент, имея в качестве адресата российские НКО и либеральную оппозицию. Выступление президента, очевидно, обмануло чьи-то ожидания, - фиксирует картинку Liberty.ru
Но с другой стороны, а каких еще идеальных шагов вы ждали от Медведева?
За пару недель он и так рассигналился весь и вправе ждать ответных шагов от свободолюбивой среды. Если продолжать видеть в нем либерального реформатора, то нужно и ему предлагать либеральную опору, - да не в шифрограмме, а прямым текстом, - иначе он повторит судьбу Горбачева или того хуже – Дубчека. Однако правозащитники странным образом зациклились на законе об общественных организациях. Хотя проблема, как мне видится, не в том, что государство мешает своим гражданам самоорганизовываться – это уже проехали, а в том, что у самих граждан не осталось потенции чего-либо самостоятельно добиваться от государства. Чего-то внятно заявлять, а не ждать «сигналов». Чтобы иметь позицию, не обязательно иметь регистрацию.
Речь действительно должна идти не о «сигналах», а о директивной деятельности, и самое время принимать декларации, подписывать письма, предлагать социальные инициативы, организовывать движения, создать теневые кабинеты, экспертные советы. Если Медведев благосклонно выслушивает Аузана о необходимости нового общественно договора, то и последнему не мешает как бы случайно достать этот договор из кармана. Или же все ожидают, что Медведев скажет: «А теперь подпишем новый общественный договор», - ему-то это зачем?
Наоборот, пусть лучше будут действие, противодействие, искра, даже если «демократизация» изначально замышлялась как симулякр.
Медведева упрекают за то, что на встрече с общественностью он и все остальные в основном жевали манную кашу, но президент, по крайней мере, поделился общенациональной трибуной. Во времена Сахарова это была бы чума. Кто ж виноват, что в респектабельных рядах не нашлось второго отмороженного Доброхотова?
Тут надо понять и еще одно: Медведев не бог, не царь и не герой, он обычный здравомыслящий конформист и пойдет за волной, как типичный политик фазы «обскурации», это уже хорошо. Однако волну придется поднять самим.