Президент предполагал создать универсальный тарифный орган, регулирующий все монопольные тарифы. При этом его возможным руководителем называли Виктора Христенко, являвшегося наряду с министром Грефом одним из авторов самой идеи ЕТО. Однако после замены Задернюка Кутовым на посту главы ФЭК началась борьба двух ведомственных концепций тарифного органа - ФЭК и МЭРТ. На определенном этапе Кутовому удалось административно переиграть Грефа, что нашло отражение в президентском указе: МАП и МЭРТ должны расстаться со своими тарифными полномочиями в пользу ФЭКа. Проиграв первый раунд аппаратной борьбы, экономические ведомства взяли реванш во втором: им удалось ослабить окончательную концепцию ЕТО, сохранив за собой прежние полномочия.
На последнем обсуждении ЕТО на комиссии у Христенко (30 октября) МАП предложил, чтобы в структуре ведомства под началом его главы было сформировано два правления (коллегии) - одно займется регулированием тарифов в ТЭК, а другое - на транспорте. Южанов считает, что эти две группы тарифов слабо связаны друг с другом и не должны рассматриваться совместно. По его словам, комиссия согласилась. Административное разделение тарифов тоже явно не усиливает ЕТО и его главу, облегчая лоббистам и конкурирующим с ЕТО ведомствам решение собственных задач. Так, Минэнерго, к примеру, уже заявило о своем желании участвовать в регулировании тарифов ТЭКа: "Мы будем давать цифры, а ФЭК будет их утверждать". Минэнерго дружески предлагает ФЭКу и анализ обоснованности затрат, предоставляемых монополиями в ЕТО.
Как бы то ни было, сейчас сотрудники ФЭК заняты выстраиванием системы согласования тарифов друг с другом. И в этом уже есть польза: тарифы будут увязываться - решения будут приниматься с учетом последствий согласования и баланса между монополиями. А по недавнему утверждению Германа Грефа, "процедуры, прописанные в проектах документов, делают этот орган максимально независимым". Впрочем, Греф имеет в виду, что ЕТО сможет менять тарифы только в рамках коридора, предлагаемого МЭРТом в макроэкономическом прогнозе. То есть МЭРТ тоже хочет, чтобы ФЭК утверждал приготовленные для него цифры. И в целом МЭРТ, конечно, прав. Но если коридор будет определяться прогнозом, то и мечта Кутового о суперсильном ЕТО, фактически определяющем базовые параметры российской экономики, становится неактуальной. Сможет ли зависимый от других министерств ЕТО стать (об этом тоже говорит Греф) "системой искусственного давления на издержки монополий"? Видимо, об этом и спросит у правительства президент. Пока ФЭК приступила к решению этой задачи только в отношении РАО ЕЭС - жестко отказав в повышении абонентной платы.