Возможно, этот рассказ окажется полезным для тех родителей, которым предстоит оформлять транспортную карту для своих детей-учащихся московских школ.
Всё начинается прозаично. Вы заходите на сайт таких социальных карт (http://www.soccard.ru/) и ищете адрес ближайшего к вам пункта выдачи карт. Обычно они находятся в одной из касс станции московского метро. Берете в кассе метро анкету по выдаче транспортной карты, заполняете ее и едете с ней в школу. В канцелярии школы анкету подписывают, ставят на ней апостиль и печать, и вы едете с ней обратно в ту же кассу метро. Впрочем, даже заполнение анкеты у некоторых родителей вызывает трудности. «Я уже третий раз приезжаю, то это не так заполнила, то то. А потом обеденный перерыв, стой и жди», – пожаловалась мне одна мама.
Меня же поразило то, что свидетельство о рождении сына я должна была сложить так, чтобы оно влезло в малюсенькое окошко кассы метро, предназначенное совсем для других целей. И то, что мне говорила кассирша, я слышала только с 3-его раза. Звукоусилителей не было, а поезда ходят часто. Потом, после нескольких раз проверки, не готова ли транспортная карта, я научилась свертывать свидетельство о рождении в трубочку.
Как человек, пытающийся улучшить жизнь вокруг, написала письмо в московское правительство о неудобных пунктах получения транспортных карт. Вскоре я получила любезный ответ от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Первый зам этого Департамента Г.Б. Булатов сообщил, что «основной задачей касс станций метрополитена является создание оптимальных условий для реализации проездных билетов, поэтому кассовые окна на всех станциях метрополитена оборудованы лотками для приема и выдачи денег стандартного размера». Он сослался на коллег по московскому метро, которые обещают в 2015 году оснастить кассовые окна «переговорными устройствами с функциями звукоусиления и записи разговоров, которые позволят вести диалог в более комфортных условиях».
Булатов также сообщил, что «в Москве стартовал пилотный проект по переводу пунктов выдачи социальных карт студентов (учащихся) из метрополитена в многофункциональные центры». Более подробную информацию мне посоветовали получить на Портале городских услуг (http://pgu.mos.ru/ru/mfc/). Возможно, что эта мера позволит сделать получение транспортных карт более приятной и удобной процедурой, чем сейчас.
Я сдала анкету 19 августа с расчетом, что до 1 сентября ее получу, раз карту делают, судя по информации в Интернете, 10 дней. Но оказалось, что карту делают минимум две недели, и получила я ее только 5 сентября. Казалось, все проблемы закончились. Внимательно прочитала памятку к карте, составленную Банком Москвы, но той информации, которая мне потом понадобилась, там не было. И кто только такие памятки составляет?
Стали садиться с сыном в автобус, а его транспортная карта не работает. Мы не знали почему. Прямо на остановке стала звонить в службу поддержки, указанную на карте: +7 495 728-7788. «Ваш звонок очень важен для нас...», – звучало в трубке, но, наконец, дозвонилась. Оказалось, что по моему вопросу надо звонить в другую службу поддержки +7 495 539-5555, хорошо номер телефона легкий, запомнили. Звоню. Девушка долго произносила название своей «информационно-аналитической службы ...», потом сказала, что я должна положить на карту 230 рублей. «А где?» «В таких серых будках».
Ок, довезла сына до школы, подхожу к серой будке. Подошла с картой к киоску, где продают билеты. «Так вам надо внести 230 рублей, чтобы начало работать». «А у вас можно внести?». «Нет, для этого нужно найти специальный киоск, где есть кодировщик». И на будке указаны адреса киосков, которые мне были совсем не по пути. «У Ашана, у Ашана...», – сказала мне сотрудница киоска. «Да мне там неудобно», – говорю я.
У метро, где я живу, я такую будку, где можно пополнить карту, потом нашла, но не сразу, а погуглив в Интернете (на сайте Мосгортранса). Потом я еще минут 10 ходила возле метро в поисках нужного дома, а это оказался не дом, а свежесозданная будка. Оказывается, такие будки с кодировщиками построены уже у многих станций метро, но пока не нужны – не обращаешь на них внимания и даже не подозреваешь о цели этих домиков. Не стоит удивляться, что при таком информационном обеспечении сотрудники киосков по продаже билетов по соседству часто и не знают, что в 50 метров от них есть киоски с кодировщиками, а посылают в киоски за тридевять земель.
Не зная еще, где искать будку с кодировщиком, решила внести деньги на транспортную карту через Сбербанк-онлайн, внесла. Но опять же сделала ошибку, было непонятно, какое число указывать: 16 цифр на лицевой стороне транспортной карты или 19 цифр, указанные на обороте. Я перечислила 500 рублей со своей карты в Сбербанке на соцкарту ребенка по инструкции на сайте Соцкарты, указав сначала номер из 16 цифр.
Потом, читая другой сайт, сделала вывод, что нужно все же перечислять деньги на номер, указанный на обратной стороне, и перевела еще 230 рублей. Кажется, моя первая попытка была правильной, а вторая неправильной. Последующая затем переписка со Сбербанком и Банком Москвы о том, что верните деньги, перечислила во второй раз по ошибке, привела к тому, что каждая из служб поддержки банков указывает на другую. И пока ошибочно переведенные средства мне вернуть не удалось.
Но, допустим, вы оказались более продвинутой мамой, чем я, и без проблем деньги на карту перевели. Но как узнать, дошли ли? Узнала о возможности проверять баланс на карте через телефон, но для этого нужно было приехать в Банк Москвы (офис у м. Новокузнецкая) и задать кодовое слово. Приезжаю, а мне говорят, что для пользователей до 14 лет никакой возможности задать такое слово нет, и вообще никакие финансовые операции по карте производить нельзя. «А как же узнавать баланс по телефону или Интернет?». «Никак, только через банкомат, введя ПИН».
Следующий урок мы получили, когда с ребенком поехали на метро. Его карта опять не сработала. «Но почему? Я же внесла 230 рублей», – думала я. Доброжелательная сотрудница метро Орехово посоветовала пойти в кассу метро и всё узнать. Киоскеры проверили баланс по карте и говорят: «Так вам нужно деньги внести!». «Так мы уже внесли». «Это вы на наземный транспорт, а на метро еще нужно 350 рублей». «Но почему же мне никто раньше не сказал?». «Ну почему вы не спросили? Вам должны были при выдаче карты всё рассказать». «Нет, просто дали и всё». Они переглянулись, одна кивнула другой, что да, мол, просто дают и всё.
Так вот, дорогие мамы и папы, безлимитный проезд для учащихся школ и студентов в Москве сейчас стоит 230 + 350 рублей в месяц (полезные ссылки на сайты метрополитена и Мосгортранса). И активитировать проездные вам нужно в начале каждого месяца в наземных будках и подземных кассах метро. Но здесь я опять вступаю на зыбкую почву незнания, пока сама не попробуешь, точно не скажешь.