Захотелось поговорить об искусстве. Все о политике да о политике, а об искусстве ни полслова. А оно ведь, как говорится, эдакое наше огромное чувствилище и духовное обиталище.
В Доме художника проходит очередная «Арт Москва» – ярмарка изобразительного искусства. За многолетнюю уже свою историю она претерпела немало изменений в соответствии с культурной и социальной ситуацией внутри страны. От полнейшего хаоса до отделения в некую элиту от «Арт Манежа», в пределах которого и зародилась. Но и последующие изменения вполне симптоматичны. Начиная с эдакого сборища художественных выставочных проектов до нормальной ярмарки изобразительного искусства, где доминируют не художники с их залихватскими инсталляциями и перформансами, но галереи в качестве обычных продавцов несколько необычного товара на эксклюзивном рынке. Все нормально. Все как у людей.
Помимо слежения за всякого рода эстетическими новациями интересно проследить именно рыночные тенденции или, в основном, ожидание этого рынка, опережающее предложение, и реализацию сих предложений.
Предыдущая «Арт Москва» была гламурно-фотошоповым подтверждением почти уже окончательно сложившегося олигархического рынка современного изобразительного искусства. Предложение соответствующего товара этому роду покупателей, наконец осознавших, что, презентуя себя как участников общемирового фанансово-экономического процесса, они вроде бы вынуждены, им даже и вменено в обязанность развешивать по стенам собственного жилья и кабинетным стенам не Шишкина и Айвазовского, а нечто современно-продвинутое. Ну, соответственно уровню отделки их офисных апартаментов, бутикового облачения и запредельно-лакового сияния автомобильного парка. Выставка утвердила и подытожила возникновение этого высокого рынка.
Нынешняя же «Арт Москва» являет иное ожидание несколько иного рынка. Она на удивление исполнена салонной нежности, успокоенности и даже трогательности: какие-то ушки, ручки, улыбочки. Ну, это, конечно, преувеличение. Но их количество относительно предыдущих ярмарок (на некоторых они даже и не могли объявиться) просто бросается в глаза. Мы не поминаем достаточного количества немецких галерей с их вечным пристрастием к нео- и старо-экспрессионизмам. Ну, да это их дела. Непонятно, правда, чего они ожидают от нас.
Что еще невозможно не заметить, так это счастливое возвращение на передовые позиции честных и откровенных воспитанников всевозможных художественных академических институций, когда ныне достаточно пририсовать голову Ленина простой обнаженной натуре, чтобы бесхитростно влиться в ряды авангардных художников. А то и этого не нужно – примером тому прямое изображение в стилистике Советского Союза художников каких-то нефтяных скважин (благо, нефть сейчас вещь весьма актуальная). Да, одной такой простоты в совсем еще недавние времена было недостаточно, чтобы объявиться на выставке современного авангардного или (как там оно еще называется?) изобразительного искусства.
Трудно, конечно, со всей определенностью вычислить, какое направление развития внутреннего рынка сознательно и бессознательно ожидают и проектируют творцы и их менеджеры. Ну, можно предположить, что рынок крупных цен и крупных коллекций уже прочно захвачен и теперь можно ожидать его расширение за счет присоединения менее крупных денег. Собственно, на это и направлен сдвиг стилистики от агрессивно-гламурной, обращенной к решительной и экспансионистской части крупного бизнеса, к спокойно-салонной, лишенной травматизма больших денег и всякого вида риска, их окружающего. Да заодно и всякого иного радикализма, возмущающего и возбуждающего души и общество. Хочется покоя, стабильности, небольшого, но постоянного счастья и дохода.
Ну, что же, это желание свойственно ныне не только художникам. Однако они в своей культурной и социальной чувствительности, как всегда, опережают общество. Вопрос, где они окажутся в этом своем опережающем движении.