будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Страна
Пригов Дмитрий Александрович

Покоя хочется

Покоя хочется
98_21

Захотелось поговорить об искусстве. Все о политике да о политике, а об искусстве ни полслова. А оно ведь, как говорится, эдакое наше огромное чувствилище и духовное обиталище.

В Доме художника проходит очередная «Арт Москва» – ярмарка изобразительного искусства. За многолетнюю уже свою историю она претерпела немало изменений в соответствии с культурной и социальной ситуацией внутри страны. От полнейшего хаоса до отделения в некую элиту от «Арт Манежа», в пределах которого и зародилась. Но и последующие изменения вполне симптоматичны. Начиная с эдакого сборища художественных выставочных проектов до нормальной ярмарки изобразительного искусства, где доминируют не художники с их залихватскими инсталляциями и перформансами, но галереи в качестве обычных продавцов несколько необычного товара на эксклюзивном рынке. Все нормально. Все как у людей.

Помимо слежения за всякого рода эстетическими новациями интересно проследить именно рыночные тенденции или, в основном, ожидание этого рынка, опережающее предложение, и реализацию сих предложений.

Предыдущая «Арт Москва» была гламурно-фотошоповым подтверждением почти уже окончательно сложившегося олигархического рынка современного изобразительного искусства. Предложение соответствующего товара этому роду покупателей, наконец осознавших, что, презентуя себя как участников общемирового фанансово-экономического процесса, они вроде бы вынуждены, им даже и вменено в обязанность развешивать по стенам собственного жилья и кабинетным стенам не Шишкина и Айвазовского, а нечто современно-продвинутое. Ну, соответственно уровню отделки их офисных апартаментов, бутикового облачения и запредельно-лакового сияния автомобильного парка. Выставка утвердила и подытожила возникновение этого высокого рынка.

Нынешняя же «Арт Москва» являет иное ожидание несколько иного рынка. Она на удивление исполнена салонной нежности, успокоенности и даже трогательности: какие-то ушки, ручки, улыбочки. Ну, это, конечно, преувеличение. Но их количество относительно предыдущих ярмарок (на некоторых они даже и не могли объявиться) просто бросается в глаза. Мы не поминаем достаточного количества немецких галерей с их вечным пристрастием к нео- и старо-экспрессионизмам. Ну, да это их дела. Непонятно, правда, чего они ожидают от нас.

Что еще невозможно не заметить, так это счастливое возвращение на передовые позиции честных и откровенных воспитанников всевозможных художественных академических институций, когда ныне достаточно пририсовать голову Ленина простой обнаженной натуре, чтобы бесхитростно влиться в ряды авангардных художников. А то и этого не нужно – примером тому прямое изображение в стилистике Советского Союза художников каких-то нефтяных скважин (благо, нефть сейчас вещь весьма актуальная). Да, одной такой простоты в совсем еще недавние времена было недостаточно, чтобы объявиться на выставке современного авангардного или (как там оно еще называется?) изобразительного искусства.

Трудно, конечно, со всей определенностью вычислить, какое направление развития внутреннего рынка сознательно и бессознательно ожидают и проектируют творцы и их менеджеры. Ну, можно предположить, что рынок крупных цен и крупных коллекций уже прочно захвачен и теперь можно ожидать его расширение за счет присоединения менее крупных денег. Собственно, на это и направлен сдвиг стилистики от агрессивно-гламурной, обращенной к решительной и экспансионистской части крупного бизнеса, к спокойно-салонной, лишенной травматизма больших денег и всякого вида риска, их окружающего. Да заодно и всякого иного радикализма, возмущающего и возбуждающего души и общество. Хочется покоя, стабильности, небольшого, но постоянного счастья и дохода.

Ну, что же, это желание свойственно ныне не только художникам. Однако они в своей культурной и социальной чувствительности, как всегда, опережают общество. Вопрос, где они окажутся в этом своем опережающем движении.

См. также другие тексты автора:

  • Не маловато ли союзников?
  • Чингисхан на Красной площади
  • Лучше не надо
  • Наша духовность и их нравы
Пригов Дмитрий Александрович
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).