В ожидании Нового года «Полит.ру» попыталось подвести итоги уходящего 2006 года. На вопросы ответили российские аналитики Валерий Хомяков (директор Агентства прикладной и региональной политики), Дмитрий Орешкин (глава группы «Меркатор»), Михаил Виноградов ( Центр политической конъюнктуры).
Какое главное событие произошло в 2006 году в российской политике публичной и непубличной?
Валерий Хомяков (директор Агентства прикладной и региональной политики) Одним из самых главных событий 2006 года я считаю разрушение монополии «Единой России» и появление второй партии власти. Я не поклонник социал-демократии, но надеюсь, что строительство двухпартийной системы продолжится и в 2007 году.
На втором месте по важности стоят события в Кондопоге и рост националистических настроений в обществе в целом. Несомненно, важным событием был саммит «Большой восьмерки», где впервые Россия председательствовала. Для нас это была возможность подправит свой имидж в глазах мировой общественности, а удалось это или не удалось, уже другой вопрос. Сквозным событием года можно назвать реализацию нацпроектов и раскрутку Дмитрия Медведева в качестве преемника президента. Он, как, впрочем, и Сергей Иванов, изменил свой имидж и обрел собственный электорат.
Дмитрий Орешкин (глава группы «Меркатор») Трудно назвать главное событие, но симптоматичным моментом, определяющим тренд дальнейшего развития России, стало отключении газа Украине. Этот факт недооценен, хотя даже в советские времена СССР безукоризненно выполнял все бизнес-договоренности. Теперь у России поменялась ментальность – она стала приносить экономику в жертву политике, к чему наша страна не возвращались со времен Иосифа Сталина. Вольно или невольно Россия отключением газа призналась, что действует в парадигме 50-летней давности. Сюда же можно отнести кризис с Грузией или развал алкогольного рынка, когда в жертву снова принесли интересы простых россиян. Все это приводит к замыканию России и попытке выстроить изоляционный режим.
Михаил Виноградов (Центр политической конъюнктуры) В публичной политике событиями года стало выстраивание многопартийной системы и отмена обязательной явки на выборах. Последний год оказался очень успешным для проекта по созданию второй партии власти, а отмена явки окончательно сняла угрозу для действующей партии власти, «Единой России».
Кого бы вы включили в пятерку самых успешных политиков 2006 года?
Валерий Хомяков Политик номер один, безусловно, Владимир Путин, он сохранил свою популярность, и эта популярность будет пролонгирована на более длительный срок. Помимо него назвал бы Сергея Миронова, ставшего самостоятельным игроком, и Валентину Матвиенко. Стоит отметить Михаила Фрадкова, который сохранил контроль за правительством. В этот же список входит и Олег Митволь.
Дмитрий Орешкин. В России нет успешных политиков, поскольку такова структура власти, в которой нет и не может быть успешных политиков. У нас есть один успешный политик, он же единственный, – это Владимир Путин, а все остальные просто обслуживают его интересы. 2006 год наглядно показал, что политики в России не существует.
Михаил Виноградов Михаил Фрадков, Дмитрий Медведев, Михаил Касьянов, Сергей Миронов и, наверное, Олег Митволь.
Каковы главные итоги 2006 года во внутренней политике?
Валерий Хомяковю. Помимо того, что я упомянул выше, главным итогом 2006 года можно назвать появление некой идеологии под названием «суверенная демократия».
Дмитрий Орешкин. Как я уже отметил выше, главным итогом стал возврат к парадигме 50-х годов прошлого века, когда интересы государства, экономики и простых граждан приносятся в угоду политике.
Михаил Виноградов Главным итогом года стало окончательное закрепление инерционной модели, в 2006 году стало ясно, что любые инновации (державные или либеральные) стали нереализуемы. Сила обратной инерции, выбор стабильности вместо инноваций полностью заблокировали любые попытки реформирования, все они упиралось в мягкую инерцию. При сегодняшних доходах от нефти страна может позволить себе такую модель, но какая реакция будет при серьезных вызовах – предсказать невозможно, не исключено, что возникнет серьезный кризис.
Чем запомнится уходящий год во внешней политике?
Валерий Хомяков Главным событием внешней политики стал саммит G8 в Санкт-Петербурге. Также можно вспомнить очень успешный визит Ангелы Меркель в Томск, который способствовал принятию решения по Балтийскому газопроводу. К числу неудач следует отнести российскую политику на Ближнем Востоке: создается впечатление, что мы не совсем понимаем, как себя позиционировать в регионе. Это же относится и к проблеме ядерной программы КНДР. В отношениях со странами СНГ главным успехом стала нормализация отношений с Молдавией и выработка четкой позиции относительно Белоруссии в газовом вопросе. Наконец намечается нормальное сотрудничество с Украиной и Виктором Ющенко.
Дмитрий Орешкин 2006 год – самый провальный год для политики России на территории СНГ. Особые нерыночные принципы взаимоотношений перестали существовать, а значит, перестал существовать и СНГ. То же относится и к союзному государству России и Белоруссии, где нельзя исключать попытки силового перехвата власти у Александра Лукашенко. Запад, в свою очередь перестал воспринимать Россию как страну, с которой можно говорит на одном языке. Россия добровольно вывела себя из «Большой восьмерки». Основным вектором нашей внешней политики стал принцип «Мы сами себе голова», при этом льстя себе, что это признак силы. Мы стали первыми во втором дивизионе, хотя должны играть в высшем.
Михаил Виноградов 2006 запомнится попыткой активного наступления по всем фронтам и в большой «восьмерке», и в СНГ, и в энергетической политике. Все это прошло при крайне размазанных результатах: назвать победы отечественной дипломатии очень сложно. Единственным явным успехом можно назвать минимизацию негативных ситуаций с Грузией и «полониевым» скандалом. При отсутствии четкой долгосрочной стратегии любые события можно объявлять как успехи.
Что следует ожидать от 2007 года?
Валерий Хомяков. Это будет год избирательной кампании в Думу, которая плавно перейдет в президентскую, поэтому нас ожидают серьезные «разборки» внутри политической элиты, и для нее год будет очень важным. Возможно, состоится отставка правительствао, поскольку потребуется свободное кресло для потенциального преемника. Его фамилию, вероятно, мы также будем знать уже в следующем году.
Дмитрий Орешкин. Усилится борьба групп влияния, «силовики» столкнутся с «рыночниками», Сергей Миронов с Борисом Грызловом. Все столкновения будут за ту комнату, где стоит пульт управления страной. Это советская модель управления, но сейчас эта система выстроена до предела, и надо ждать, когда она развалится, поскольку реальная жизнь слишком сложна, чтобы управлять ею из одного центра. Де-факто будут происходить разрушающие эту систему процессы, и, в конечном счете, если не произойдет ничего экстраординарного, силовики будут вынуждены уступать. Согласно законам нормальной экономики, бизнес и общество окажутся сильней силового лобби, поскольку силовики умеют только тратить деньги, а надо уметь их зарабатывать. Учитывая это, они могут пойти ва-банк и устроить военный переворот, сделав Россию Аргентиной образца прошлого века.
Жестокая война элитных групп выплеснется и в публичное поле. Возможно, усилится правый фланг СПС или «Свободная Россия». Туда двинется частный бизнес, который разочаровывается в «ЕР». В целом будет очень жесткая политическая борьба. Однако 2007 будет не годом реальной демократии, а годом реальной политической конкуренции, при этом будут сотрясаться все основы созданной системы.
Михаил Виноградов. Во внешней политике сохранится та же модель. Во внутренней политике основной вопрос –произойдет ли сегментирование элиты по вопросу о выборе преемника президента. Этот процесс будет закрытым, и даже думские выборы вряд ли продемонстрируют окончательный расклад сил. При этом угроза сегментирования элиты вполне преодолима при четкой позиции Путина и грамотном выборе преемника. Если же неопределенность будет сохраняться, то раскол станет более реальным, сейчас же вероятность подобного исхода 25-30%.