Ещё не успели новостные лентыперепечатать сообщения из Твиттера осодержании вердикта относительнообвиняемых в убийстве адвоката СтаниславаМаркелова и журналистки АнастасииБабуровой, как в сети уже появилисьскептические голоса, причём из либеральноголагеря. Дескать, решение присяжных повиновности Тихонова в двойном убийствене единогласное, это всего лишь "неочень убедительная победа по очкам".Учитывая, что в деле о смерти адвокатас самого начала был также "химкинский"след и два "чеченских", то есть тесамые "следы", в отношении которыхлиберальная публика испытывает объяснимуювнимательность и щепетильность, сомнениевроде бы понятное.
Темудивительней, что оспариванию подлежити тезис о том, что теперь у насесть неоспоримый политический результат- присяжные назвали нацистов виновнымив убийстве по идеологическим мотивам.Это странно и потому, что любое решениепо столь важному и политически звучащемуделу (вспомним хотя бы две большиеантифашистские демонстрации, организованные"Комитетом 19 января" в Москве впервую и вторую годовщины убийства, в2010 и 2011 годах, и массу антифашистскихакций в те же дни в других городах Россиии за рубежом) было бы стопроцентнополитическим, на какой бы версии ниостановилось следствие, к какой быверсии ни склонились присяжные. Дажеесли бы всерьёз была выдвинута "бытовая"версия, подброшенная по горячим следамнеприличным обозревателем неприличнойгазеты - и тогда можно было бы сказать,что это голая политика. И, пожалуй,либеральная общественность была бысреди первых, кто распространял бы такоемнение.
Чтобы всё-таки развеятьсомнения, сошлюсь на мнение Олега Орлова,руководителя уважаемой правозащитнойорганизации ПЦ "Мемориал", обычновесьма скептически относящейся к работероссийских следственных органов:правозащитники считают работу следствияпо делу об убийстве Стаса и Настикачественной, они убеждены, что на скамьеподсудимых оказались настоящие убийцыи потому решение присяжных поддерживают.
Чтобы для сомнений не осталось уже ипочвы, добавлю: такова специфика судаприсяжных, что мнения у членов коллегиимогут разойтись. Это бывает во всехстранах, где действует такой институт,бывало во все времена и при любых режимах,допускающих минимальное проявлениечеловеком личного мнения. Ни следствие,ни присяжные не могут гарантироватьистину на сто процентов - и никто излюдей этого не может. Следствие иприсяжные могут лишь обеспечить то илииное приближение к истине. Приниматьих решение верным и справедливым илине принимать - это вопрос веры. А всё,что касается веры априори крайненеопределённо (некоторые, как показываютнедавние события, веруют в воскресениеИисуса Христа, у других же эта версиявызывает тяжёлую оскомину).
Но что совершенно точно, так этонепреложный политический факт: нацистыв нашей стране убивают тех, кого считаютсвоими идейными врагами. Начиная с 2004года нацистами были убиты учёный НиколайГиренко и студент Тимур Качарава,нацистами были убиты Александр Рюхини Илья Бородаенко, нацистами были убитыАлексей Крылов и Фёдор Филатов, нацистамибыли убиты Илья Джапаридзе и ИванХуторской... Нацистами были убитыСтанислав Маркелов и Анастасия Бабурова.Эти и другие люди были убиты именно заантифашистские убеждения и за политическиедействия, которые они в подкреплениесвоих убеждений предпринимали.
К этому политическому фактувчерашнее решение присяжных не прибавилоничего нового. Просто ещё одно юридическиразобранное и доказанное преступление,политический смысл которого обычнопроявляется сразу после совершения.
Людям, которые считают, что многиепагубы в нашей стране происходят оттого, что националисты не имеют своейсильной фракции в Думе, что у них нетвозможности вести свою пропаганду пофедеральным телеканалам, я предложилбы подумать о кремлёвских связях"Русского образа", с которым имелиотношения признанные вчера убийцамиТихонов и Хасис, о том, сколько ещё таких"тихоновых" и "хасис" воспиталабы в своём чреве сильная думскаянацистская фракция. А также предложилбы подумать о том, пропагандой чего нафедеральных телеканалах является почтилюбой выпуск криминальной хроники, сособым пристрастием освещающийнациональность преступников толькотогда, когда она отличается от русской.
Строго говоря, разгул нацистскихубийств во второй половине 2000-х - этопрямое следствие той фактическойлегальности и информационнойприоритетности, которые получилинационалистические идеи и организациив России. Пора менять курс, если мы хотимуберечь нашу страну от распада и вспышекгражданской войны, которые неминуемы,если националистическая пропагандабудет продолжаться хотя бы в прежнемобъёме, а не то что - увеличиваться.
Любой депутатский мандатнационалистов, любой радиоэфир снационально озабоченным "мастеромслова", любая публикация мнениянационалистов в ряду мнений приличныхи рукоподаваемых людей - это подготовкак новым убийствам таких людей как Гиренкои Качарава, Рюхин и Бородаенко, Маркелови Бабурова. Осознать это необходимовсем сомневающимся. В том числе осознатькак личную ответственность. Пока ещёполитическую, а не правовую.