Дальнобойщики возобновили акции протеста против системы «Платон». С осени прошлого года водители большегрузов пытаются добиться отмены налога за проезд по федеральным трассам. Власти все это время соглашались лишь на незначительные уступки, игнорируя главное требование протестующих. За пять месяцев дальнобойщики перешли от стихийных акций к организованному сопротивлению. В 45 регионах были созданы независимые профсоюзы, идет работа над основанием регионального объединения перевозчиков. В своих заявлениях дальнобойщики все чаще переходят от экономических требований к политическим.
3 марта на столичной площади Яузские Ворота состоялся митинг дальнобойщиков против системы «Платон» и повышения топливных акцизов. Акция была согласована с мэрией города. По разным подсчетам, на площади собрались от 100 до 250 человек. Для участия в митинге в Москву приехали дальнобойщики из Санкт-Петербурга, Тульской, Ульяновской, Ивановской, Вологодской, Челябинской, Рязанской и Костромской областей, а также из Карелии, Удмуртии и Мордовии.
Дальнобойщиков поддержали представители оппозиции и активисты политических движений. Среди них - сотрудники Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, члены Партии прогресса, ПАРНАС, «Яблока», «Демократического выбора», движения «Солидарность», Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, а также анархо-синдикалисты. Кроме того, организаторы пригласили на митинг профсоюз таксистов, который выражал солидарность с протестующими дальнобойщиками, а также профсоюзы врачей и учителей.
Участники акции держали плакаты «Платон, уходи», «Хватит кормить Ротенбергов» и другие. Впервые с начала протестов против системы взимания платы с 12-тонников дальнобойщики призвали президента России Владимира Путина уйти в отставку. Ранее они делали акцент на том, что их протест не носит политический характер.
Это уже второй митинг дальнобойщиков в центре Москвы. Предыдущий состоялся 14 декабря в формате встречи с депутатами Госдумы из КПРФ, которые поддерживают водителей. Власти согласились в несколько раз снизить штрафы за неоплату проезда большегрузами, а также на неопределенный срок был продлен льготный тариф (1,53 руб. за километр пути). Сами дальнобойщики настаивают, что подобные меры не способны решить конфликт, требуют полностью отменить налог для большегрузов и деактивировать «Платон».
Практически все протесты дальнобойщиков имели стихийный характер, уже по ходу им приходилось экспериментировать с формами. Самой популярной формой протеста была так называемая «улитка» - медленное движение фур по внешней стороне дороги. Однако из-за внутренних разногласий провести консолидированную акцию не получилось.
Сейчас протестующим водителям удалось наладить горизонтальные связи по всей стране. Было решено сменить тактику, и вместо стихийных и импульсивных акций заняться организованной защитой своих интересов. В 45 регионах были созданы местные профсоюзы, в процессе формирования находится межрегиональная Ассоциация перевозчиков. Учреждение ассоциации станет центральной темой в повестке дня на всероссийском съезде дальнобойщиков, который должен состояться в середине апреля. Тогда же, скорее всего, будет принято решение о снятии протестного лагеря в Химках, который простоял четыре месяца.
«Приехали они сюда просить "хорошего" Путина, чтобы отменил "Платон", а превратились совсем в других людей. Они не верят никаким чиновникам, им не нужна помощь волонтеров, они все могут сами. А главное – они научились самоорганизации и солидарности», - рассказала «Новой газете» одна из волонтеров, которая наблюдала за жизнью дальнобойщиков в лагере.
По данным «РТ-Инвест Транспортные системы», за четыре месяца работы система «Платон» собрала в дорожный фонд около 4,8 миллиарда рублей. Ожидалось, что по итогам 2016 года от сборов налога с большегрузов бюджет получил около 40 миллиардов рублей, но из-за продления льготного тарифа эта сумма сократится, по предварительным оценкам, примерно на 19,5 миллиарда. «Ведомости» подсчитали, что к концу года «Платон» соберет от 14 до 16 миллиардов рублей.