Министерство внутренних дел разработало законопроект, который позволит легализовать полицейскую охрану губернаторов. Причем оплачиваться эта охрана, по задумке авторов документа, должна будет из региональных бюджетов. В настоящее время законопроект рассматривается уже в правительстве.
«Проект предусматривает по отдельным поручениям президента Российской Федерации возложение на полицию обязанности по обеспечению на договорной основе безопасности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации», — говорится в сообщении Главного управления вневедомственной охраны МВД.
Согласно документу, полицейские смогут охранять не только самого губернатора, но и его жилье — как квартиру, так и загородный дом.
Для реализации своей идеи, которая была озвучена еще в прошлом году, МВД будет создавать Центры по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов страны. Несколько таких центров, признали в министерстве, уже созданы, еще до принятия поправок к закону о полиции.
В настоящий момент, согласно закону «О государственной охране», защиту Федеральной службы охраны получают только восемь человек. Это президент, премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, главы Конституционного и Верховного судов, Генеральный прокурор и глава Следственного комитета. Впрочем, президент своим распоряжением может предоставить государственную охрану другим гражданам — в том числе и главам регионов.
Так, например, ФСО оберегает жизнь и здоровье патриарха, хотя он даже не является чиновником. Также, по некоторым сведениям, ФСО отвечает за безопасность мэра Москвы Сергея Собянина. Однако сил ФСО, безусловно, не хватит для того, чтобы охранять всех российских губернаторов. Полиция, по всей видимости, хочет занять эту нишу официально, получая вдобавок деньги из региональных бюджетов. Для того, чтобы исключить самодеятельность губернаторов, в законопроекте особо подчеркивается, что договор между администрацией региона и полицией должен быть одобрен федеральным президентом.
Пока ответственность за охрану губернаторов лежит на их собственных плечах. Каждый глава региона самостоятельно определяет, нужна ли ему защита, а региональный парламент решает, сколько на это можно выделить бюджетных средств.
Впрочем, далеко не все губернаторы склонны к использованию охраны. По сложившейся традиции, у крупных российских чиновников есть личные водители, которые также могут служить своего рода помощниками и охранниками. Согласно специальному указу президента, каждый губернатор имеет право ездить по территории своего региона на машине с мигалкой, так что даже не всегда необходима помощь наряда ДПС для того, чтобы по пробкам проехать сквозь город.
Иные губернаторы, впрочем, не прочь иметь собственную охрану. Самый громкий пример последнего времени - Михаил Юревич, недавно отправленный в отставку с поста губернатора Челябинской области. В 2013 году администрация региона объявила тендер на 109 миллионов рублей. Победитель должен был обеспечить круглосуточную охрану первого лица региона. Всего в охране Юревича, по некоторым данным, было задействовано до 100 человек — хотя Челябинская область не является выдающейся в плане преступности и терроризма.
До проведения реформы МВД, когда милиция софинансировалась региональными и федеральным бюджетами, губернаторы имели возможность заключать негласные договоры об охране с местным ГУВД. Полиция в качестве охраны, без сомнения, смотрится намного солиднее ЧОПа. Новый закон, если он будет принят, позволит губернаторам нанимать для своей защиты настоящих полицейских с автоматами и на машинах с проблесковыми маячками на абсолютно официальных основаниях — достаточно будет только заручиться в этом вопросе поддержкой Кремля. А частное охранное предприятие, в конце концов, может себе нанять и предприниматель средней руки.
Ранее Министерство внутренних дел вынесло на обсуждение законопроект, который позволил бы полиции обеспечивать безопасность руководителей государственных корпораций, стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Полиции предлагалось работать на коммерческой основе. Тарифы должны было, по задумке авторов документа, устанавливаться установленным правительством правилам. Правительство же должно определять список компаний, главам которых необходима защита.