Российская сторона признала факт кражи силовиками кредитных карточек погибшего польского чиновника с места крушения самолета Леха Качиньского. Заведено уголовное дело против четырех солдат срочной службы, трое из них - ранее судимые.
Напомним, ранее МВД опровергало появившиеся на выходных сообщения польских представителей о "молниеносном задержании" то ли трех, то ли четырех охранявших место крушения омоновцев, которых подозревают в том, что они списали 1400 евро с кредитной карточки секретаря польского Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджея Пшевожника, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском . Согласно сообщениям, польская стороны проинформировала российские правоохранительные органы о трех подозрительных транзакциях, проведенных в Смоленске после крушения президентского самолета. Однако в МВД России и в УВД по Смоленской области не подтвердили эти данные, и даже назвали звучащие со стороны Польши обвинения "кощунственными и циничными".
По данным "Коммерсанта" Россия и Польша довольно активно сотрудничали в расследовании инцидента. Только проходило оно по линии Агентства внутренней безопасности Польши и ФСБ, минуя таким образом милицейское ведомство.
В понедельник пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась признал, что ошибся, обвинив российских омоновцев в краже с кредитных карт с места крушения под Смоленском.
Вечером в понедельник эта информация подтвердилась уже с российской стороны: агентства со ссылкой на свои источники стали сообщать, что задержанные по скандальному делу действительно есть, но это не сотрудники милиции, а, по разным данным, трое или четверо военнослужащих из структур Минобороны, которые проходили службу в подразделении по обслуживанию аэродрома Северный, куда должен был приземлиться польский борт №1. Более того, сообщалось, что есть целый ряд доказательств, которые подтверждают вину подозреваемых.
Днем во вторник последовало официальное сообщение Следственного комитета при прокуратуре (СКП), что у военнослужащих срочной службы были обнаружены иностранные банковские карты. В ходе проверки было установлено, что этими картами пользовались солдаты Сергей Сыров, Игорь Пустовар, Артур Панкратов и Юрий Саньков, которые 10 апреля 2010 года находились в оцеплении места падения самолета президента Польши. Общая сумма похищенных денежных средств составила 60 345 рублей. Против всех четверых возбуждено уголовное дело по пункту «а» части 2, ст.158 УК РФ (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору), им предъявлено обвинение.
Все четверо обвиняемых признались в содеянном и сотрудничают со следствием. Их не задерживали, но в виде меры пресечения взяли под наблюдение командованием воинской части. Трое из них были ранее судимы: Сыров – за грабеж (ст.161 УК РФ), Панкратов – за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.186 УК РФ) Саньков – за кражу (ст.158 УК РФ), отмечается в сообщении СКП.
По данным следствия, солдаты забрали с места трагедии четыре карты, но одну из них "проглотил" банкомат, и на руках у них остались только три. Источники ИТАР-ТАСС в Смоленской области рассказали, что солдаты потратили деньги на еду и алкоголь, ничего другого они не покупали.
Между тем Министерство обороны России уже заявило о готовности после того, как будет доказана вина солдат, принести извинения и компенсировать украденную сумму.
Отметим, что с начала 2000-х годов до осени 2008 года Минобороны не призывало на военную службу людей с уголовным опытом. Однако уже с весны 2009-го от этого ограничения пришлось отказаться, чтобы обеспечить 300-тысячный призывной план. Сообщалось, что около половины призывников весны-2009 имели судимость или проблемы с правоохранительными органами.
Самолет польского президента Леха Качиньского ТУ-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля. Погибли все находившиеся на борту 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. В числе пассажиров самолета были президент Польши, его супруга, представители руководства страны. По предварительным данным, причиной трагедии стала ошибка пилотов, хотя первоначально польская сторона говорила о виновности смоленских диспетчеров.