Фонд имени Фридриха Эберта и Левада-Центр опубликовали исследование о российской молодежи. 76% опрошенных ответили, что самое важное для них — права человека. В частности, право на жизнь и свободу от пыток, а также на личную неприкосновенность. О том, как государство хочет контролировать молодежь и как это связано с критическим мышлением, читайте в нашем обзоре.
Авторы доклада отмечают, что в России основные лидеры общественного мнения — представители власти. Государство традиционно формирует большую часть повестки. Из-за этого его методы распространения информации стали, с одной стороны, очень изощренными, а с другой — полными штампов. Речь здесь идет о вдалбливании таких понятий как «сильный лидер нации», традиционные ценности и т.п.
Кажется, что молодежь должна меньше поддаваться влиянию государственной пропаганды. Тем не менее, несмотря на то, что 84% молодых людей получают информацию из интернета, а телевизор рассматривают как вспомогательный источник, государственная пропаганда достигает свою аудиторию.
У молодежи зачастую не хватает навыков критического мышления, чтобы сформировать собственное независимое мнение по поводу политической ситуации в стране. Ведь доступ к разным источникам информации и технологические решения не коррелируют к критическим мышлением.
Недостаток знаний и государственной цензура приводят к тому, что у молодых россиян нет четкого понимания и оценки развала Советского Союза, критического отношения к преследованию меньшинств. Молодежь не рефлексирует о значимых исторических событиях и ключевых вопросах глобальной повестки прав человека.
По данным авторов исследования, менее 20% молодых россиян интересуются политикой. При этом 57% респондентов ответили, что эта тема их не волнует.
Возможно, аполитичность, связана с искаженным представлением молодежи о термине «политика» как деятельности тех самых государственных институтов и различных избирательных кампаний, которым они не доверяют. Реальная действительность, наоборот, показывает растущую политическую и гражданскую активность молодых людей.
Авторы исследования уверены, что российские власти хотят полностью контроллировать активность школьников в интернете. В некоторых регионах администрации школ и департаменты образования уже обязывают классных руководителей мониторить онлайн-активность учащихся. Но пока это происходит бессистемно и эпизодически.
База данных учащихся, родителей и преподавателей должна будет содержать не только сведения об успеваемости, квалификации и реквизитах личных документов, но и ссылки на аккаунты в соцсетях, а также информацию о внеклассной деятельности, поведении и контактах.
В 2014 году правительство России утвердило Основы государственной молодежной политики до 2025 года. Согласно документу, неужно оградить молодых россиян от «деструктивного информационного воздействия» и «выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество».
При этом за десять лет существования Федерального агентства по делам молодежи его общий бюджет увеличился более чем в 13 раз — с 560 млн рублей до почти 8 млрд рублей.
Причина в том, что власть не воспринимает молодежь как полноправного субъекта общественно-политической жизни. Наоборот молодые люди в глазах государства — объект государственной политики.
В итоге формируется порочный круг. Власти активно опекают молодежь, манипулируют ей и формируют ее установки и мнение, а также подавляют критическое мышление. Следствием становится инфантильность молодежи и усиление на нее влияния деструктивных сил, радикальных религиозных течений.
Власти все это используют как иллюстрацию роста патернализма и собственного влияния на молодое поколение. Государство с помощью репрессивного аппарата подавляют эти деструктивные силы, возникают новые уголовные дела и даже статьи в УК.
Государственная молодежная политика в России стоит на трех китах — контроле информации и коммуникаций, вовлечении в молодежные движения и повышении лояльности. Активно эксплуатируетмя тема «защиты детей» от различных деструктивных сил, создаются новые репрессивные технологии для цензуры интернета, ограничивается протестная активность.
Российское государство по советской и имперской традиции ставит вне закона любую неформальную молодежную активность. Приемлемой считается идеологически поощряемая околоправославная, околопатриотическая, консервативная и реакционная деятельность молодых людей.
Тем не менее, ситуация меняется, особенно в условиях пандемии коронавируса. Ожидается, что на первый план выйдут социальные и трудовые права из-за роста безработицы.
Возможено также, что вырастет преступность и усилится полицейская функция государства. В частности, речь идет об расширении полномочий по слежке за гражданами.