будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Страна

Поручай и проверяй

Поручай и проверяй
pug
Иллюстрация: Сергей Елкин

Неисполнение президентских поручений будет караться жестче — такой указ подписал Медведев. То есть: президент неудовлетворен тем, как формально подчиненные ему люди фактически игнорируют его приказания. Задача Медведева — выстроить под себя путинскую вертикаль и стать настоящим президентом.

Президент  Дмитрий Медведев подписал указ, которым вводится новый порядок исполнения его поручений и указаний. Как рассказал Медведев, в документе содержатся «разграничения поручений и указаний президента, зафиксированы разные правовые последствия за их неисполнение, порядок корректировки и так далее».

«В указе не может быть прописана ответственность за неисполнение или нарушение сроков выполнения поручения президента», - объяснил суть меры глава Контрольного управления президента Константин Чуйченко. «Но я считаю, что наказывать за это нужно жестко, вплоть до увольнения», - подчеркнул он.«Указ вступит в силу с 1 июля с тем, чтобы до этого времени в соответствие с ним были приведены другие нормативные акты и внутриведомственные процедуры», - рассказал Чуйченко.

Как отметил чиновник, в указе утверждается норма об обязательной оценке обоснованности просьбы исполнителя о продлении срока выполнения поручения. «Фактически по каждому случаю будет проводиться дополнительная проверка того, насколько факт неисполнения поручения к установленному сроку явился следствием объективных причин, а не результатом неэффективной работы», - отметил он. Вводится и жесткая персональная ответственность за поручения.

Наказание за неисполнение президентских поручений мера, с одной стороны, неизбежная, с другой стороны — свидетельствующая о сильном кризисе системы государственного управления.

Первое очевидно: поручения, коли уж их дали, должны выполняться и желательно это делать в срок. Неисполнение их, разумеется, должно приводить к ощутимым последствиям для неэффективных бюрократов. Это, к тому же будет держать чиновников в тонусе и мотивировать на нормальную работу, по крайней мере, по отмеченным президентом направлениям. Такая работа уже вовсю ведется: по словам Чуйченко, на сегодняшний день невыполненных поручений президента практически нет, благодаря активной работе его управления по подстегиванию чиновников.

При ближайшем рассмотрении получается не столь благодушная картина. То, что президент с настойчивостью повторяет слова о необходимости исполнения его поручений и регулярно требует уважения к своим полномочиям в принципе (в качестве яркого примера приведем фразу, сказанную главе «Ростехнологий» Сергею Чемезову, про «слова, отлитые в граните») означает, что бюрократия регулярно игнорирует или даже сознательно забалтывает президентские инициативы.

Это может свидетельствовать о многом.

Например, что Дмитрий Медведев в глазах большинства управленцев путинского призыва так и не стал влиятельным политиком - в смысле генерации решений.

Условные Игорь Сечин (вице-премьер, куратор ТЭК), упомянутый Сергей Чемезов, первый вице-премьер Игорь Шувалов или даже прямо подчиняющиеся Дмитрию Медведеву Сергей Нарышкин (глава президентской администрации) и Алексей Громов (замглавы президентской администрации) скорее ориентируются на Владимира Путина. Именно Путину каждый из них обязан назначением на посты. И выполнять президентские распоряжения, в случае несогласия с ними, их может заставить премьер или реальная угроза их положению. Каковой угрозой Дмитрий Медведев пока не является. Далее, соответственно, зараза неисполнения процветает и на в более низких этажах бюрократической конструкции.

Если прибавить к этому намеренное торпедирование «корпоративных» инициатив президента разного рода группами влияния и лоббистами, интересы которых напрямую затрагивают поручения первого лица, картина получается почти безрадостной.

Правда, не стоит забывать, что президент — не Господь Бог и его поручения мало общего имеют с истиной в последней инстанции. В таких обстоятельствах неисполнение президентских прекраснодушных инициатив (вроде запрета ламп накаливания, темы преимущественно лоббистской) выглядит даже недурственно. Как было известно еще князю Петру Вяземскому в середине позапрошлого века, «от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение». Переводя на современный политологический сленг, получаем: система сдержек и противовесов работает лучше вертикали власти и девальвирует последствия от ее — вертикали — перегибов.

Понятен и политический смысл указа Медведева. Если президент останется в своем кресле на следующий шестилетний срок (а шансы на это довольно велики), ему необходим будет самостоятельный политический ресурс.

И рычаги, в том числе, для борьбы с неподконтрольными ему управленцами из путинской когорты.

Иначе и второй срок Дмитрия Медведева пройдет под знаком многочисленных ограничений со стороны старшего тандемократа, каковые могут поставить крест на большинстве заявленных Медведевым мега-проектов, вроде превращения Москвы в международный финансовый центр или кратный рост инновационной составляющей в бизнесе.

Процесс переключения управленческих рычагов на команду Медведева запущен еще два года назад. Наиболее ярким решением в этом плане стало распоряжение Медведева об обязательном согласовании с администрацией президента кандидатов на госменеджерские должности (см. Без Кремля не управлять!). Несмотря на заверения администрации, что подобный порядок существовал, просто его ввели в легальное поле, осталось впечатление, что после Путина согласование носило уведомительный порядок и делалось в качестве жеста доброй воли. Реальное переключение кадровой политики по корпорациям и чиновничеству на аппарат Медведева было бы значительной  победой президента: неподконтрольными ему, в таком случае, оставались бы лишь путинские кадры и частично силовики путинского призыва.

Однако с точки зрения соответствия декларируемых ценностей и реальных мер решение Медведева «жестко спрашивать» оставляет, скорее, тягостное впечатление. Декларируется верховенство закона в противовес ручному управлению, на деле производится попытка замкнуть контрольные функции на президента (вернув попутно и крупные финансовые потоки в монопольное распоряжение Кремля). Вместо тотальной борьбы с коррупцией проводятся показательные порки, вместо реформы силовых органов — ритуальная смена названия сотрудников МВД. Даже с бюрократическими проволочками, как видно из указа, принято бороться бюрократическими методами.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).