Неисполнение президентских поручений будет караться жестче — такой указ подписал Медведев. То есть: президент неудовлетворен тем, как формально подчиненные ему люди фактически игнорируют его приказания. Задача Медведева — выстроить под себя путинскую вертикаль и стать настоящим президентом.
Президент Дмитрий Медведев подписал указ, которым вводится новый порядок исполнения его поручений и указаний. Как рассказал Медведев, в документе содержатся «разграничения поручений и указаний президента, зафиксированы разные правовые последствия за их неисполнение, порядок корректировки и так далее».
«В указе не может быть прописана ответственность за неисполнение или нарушение сроков выполнения поручения президента», - объяснил суть меры глава Контрольного управления президента Константин Чуйченко. «Но я считаю, что наказывать за это нужно жестко, вплоть до увольнения», - подчеркнул он.«Указ вступит в силу с 1 июля с тем, чтобы до этого времени в соответствие с ним были приведены другие нормативные акты и внутриведомственные процедуры», - рассказал Чуйченко.
Как отметил чиновник, в указе утверждается норма об обязательной оценке обоснованности просьбы исполнителя о продлении срока выполнения поручения. «Фактически по каждому случаю будет проводиться дополнительная проверка того, насколько факт неисполнения поручения к установленному сроку явился следствием объективных причин, а не результатом неэффективной работы», - отметил он. Вводится и жесткая персональная ответственность за поручения.
Первое очевидно: поручения, коли уж их дали, должны выполняться и желательно это делать в срок. Неисполнение их, разумеется, должно приводить к ощутимым последствиям для неэффективных бюрократов. Это, к тому же будет держать чиновников в тонусе и мотивировать на нормальную работу, по крайней мере, по отмеченным президентом направлениям. Такая работа уже вовсю ведется: по словам Чуйченко, на сегодняшний день невыполненных поручений президента практически нет, благодаря активной работе его управления по подстегиванию чиновников.
При ближайшем рассмотрении получается не столь благодушная картина. То, что президент с настойчивостью повторяет слова о необходимости исполнения его поручений и регулярно требует уважения к своим полномочиям в принципе (в качестве яркого примера приведем фразу, сказанную главе «Ростехнологий» Сергею Чемезову, про «слова, отлитые в граните») означает, что бюрократия регулярно игнорирует или даже сознательно забалтывает президентские инициативы.
Это может свидетельствовать о многом.
Условные Игорь Сечин (вице-премьер, куратор ТЭК), упомянутый Сергей Чемезов, первый вице-премьер Игорь Шувалов или даже прямо подчиняющиеся Дмитрию Медведеву Сергей Нарышкин (глава президентской администрации) и Алексей Громов (замглавы президентской администрации) скорее ориентируются на Владимира Путина. Именно Путину каждый из них обязан назначением на посты. И выполнять президентские распоряжения, в случае несогласия с ними, их может заставить премьер или реальная угроза их положению. Каковой угрозой Дмитрий Медведев пока не является. Далее, соответственно, зараза неисполнения процветает и на в более низких этажах бюрократической конструкции.
Правда, не стоит забывать, что президент — не Господь Бог и его поручения мало общего имеют с истиной в последней инстанции. В таких обстоятельствах неисполнение президентских прекраснодушных инициатив (вроде запрета ламп накаливания, темы преимущественно лоббистской) выглядит даже недурственно. Как было известно еще князю Петру Вяземскому в середине позапрошлого века, «от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение». Переводя на современный политологический сленг, получаем: система сдержек и противовесов работает лучше вертикали власти и девальвирует последствия от ее — вертикали — перегибов.
Понятен и политический смысл указа Медведева. Если президент останется в своем кресле на следующий шестилетний срок (а шансы на это довольно велики), ему необходим будет самостоятельный политический ресурс.
Иначе и второй срок Дмитрия Медведева пройдет под знаком многочисленных ограничений со стороны старшего тандемократа, каковые могут поставить крест на большинстве заявленных Медведевым мега-проектов, вроде превращения Москвы в международный финансовый центр или кратный рост инновационной составляющей в бизнесе.
Процесс переключения управленческих рычагов на команду Медведева запущен еще два года назад. Наиболее ярким решением в этом плане стало распоряжение Медведева об обязательном согласовании с администрацией президента кандидатов на госменеджерские должности (см. Без Кремля не управлять!). Несмотря на заверения администрации, что подобный порядок существовал, просто его ввели в легальное поле, осталось впечатление, что после Путина согласование носило уведомительный порядок и делалось в качестве жеста доброй воли. Реальное переключение кадровой политики по корпорациям и чиновничеству на аппарат Медведева было бы значительной победой президента: неподконтрольными ему, в таком случае, оставались бы лишь путинские кадры и частично силовики путинского призыва.
Однако с точки зрения соответствия декларируемых ценностей и реальных мер решение Медведева «жестко спрашивать» оставляет, скорее, тягостное впечатление. Декларируется верховенство закона в противовес ручному управлению, на деле производится попытка замкнуть контрольные функции на президента (вернув попутно и крупные финансовые потоки в монопольное распоряжение Кремля). Вместо тотальной борьбы с коррупцией проводятся показательные порки, вместо реформы силовых органов — ритуальная смена названия сотрудников МВД. Даже с бюрократическими проволочками, как видно из указа, принято бороться бюрократическими методами.