будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 17, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Послание нефтяникам и лоббистам

Послание нефтяникам и лоббистам
98_04

Ежегодное бюджетное послание президента, как ему и положено, задает основные параметры налоговой и бюджетной системы страны на следующий год, а также, поскольку у нас теперь действует бюджетное планирование, и на предстоящую трехлетку.

К основным параметрам послания этого года можно отнести, во-первых, решение о снижении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для пускаемых в эксплуатацию новых месторождений и применение системы понижающих коэффициентов для давно действующих промыслов. Кроме того, президент недвусмысленно указал, что «отвязывать» НДПИ от мировых цен на нефть он не собирается, и чтобы больше ни у кого вопросов на эту тему не возникало, предложил занести действующую формулу расчета НДПИ в Налоговый кодекс.

Сама дискуссия о порядке формирования НДПИ велась весь прошлый год, так как впервые за период с 1999 года добыча нефти в России практически не выросла. Естественно, тут же начался поиск виновных, и нефтяники сразу же их нашли. По их мнению, ответственность за замедление добычи несут новые налоговые условия, по которым ставки налога на добычу полезных ископаемых были привязаны к движению мировых цен на нефть. А поскольку весь прошлый год (а также начиная со второго квартала текущего) цены на нефть или росли, или находились на высоком уровне, то и налоговые ставки для российских нефтяных компаний были вполне приличными. Соответственно, отдавая в виде налогов государству прибыли больше, чем в прошлом году, нефтяные компании были вынуждены уменьшить размеры инвестиций в геологоразведку, добычу и переработку нефти, что и вызвало стагнацию в отрасли.

Выходом из сложившейся ситуации, по их мнению, должен быть возврат к прежним условиям налогообложения, то есть установление твердых ставок налога в рублях на одну тонну добываемой нефти. Тогда налоговая нагрузка на отрасль упадет, и она получит так необходимые ей инвестиционные ресурсы.

Не вдаваясь сейчас в анализ состояния дел в нефтедобыче, отметим, что наряду с финансовыми ограничениями, в ее слабом развитии в прошлом году сыграли роль вполне реальные факторы, такие как полная загрузка экспортных трубопроводов, высокие тарифы на перевозку нефти в железнодорожных цистернах и высокая степень загрузки мощностей на нефтеперерабатывающих заводах. Уже этих трех факторов было вполне достаточно, чтобы затормозить добычу (правда, на достаточно высоком уровне), ну а новый порядок определения НДПИ только добавил нефти в огонь.

Тем не менее, теперь стало окончательно ясно, что этот фактор продолжит действовать, причем достаточно длительное время. Хотя для того, чтобы подсластить пилюлю, нефтяникам обещано дифференцирование ставок по ряду старых месторождений и обнуление ставок по вновь вводимым в действие нефтепромыслам.

Другой параметр, по которому президент высказался столь же однозначно, – это использование средств Стабилизационного фонда. Глава государства ясно дал понять всем фантазерам и мечтателям, что распечатывать этот фонд на разного рода инвестиционные» проекты он пока не собирается. Его средства будут использоваться по строго целевому назначению – на погашение внешнего государственного долга и на финансирование расходов бюджета, если мировые цены на нефть опустятся ниже установленного в Законе о бюджете уровня в 28 долл. за баррель.

Причем это «пока» продлится до того момента, когда его «резервная часть» достигнет зафиксированной в процентах части ВВП, могущей составить чуть ниже 10%. По словам главы Экспертного управления Администрации Президента Аркадия Дворковича, только после достижения этой цифры начнет формироваться вторая часть – «фонд будущих поколений», на использование средств из которого только и смогут претендовать разнообразные лоббисты (если, конечно, им не удастся настоять на уменьшении процента и, соответственно, более ранних сроках начала «распила»).

Хотя подобное решение президента вряд ли будет встречено с одобрением, у него есть своя логика. Заключается она в том, что средства государственного бюджета имеет смысл тратить только в том случае, если в экономике «слабый спрос». То есть ни частные домохозяйства, ни производственные корпорации не вкладывают свои средства в приобретение нового имущества, провоцируя тем самым падение выпуска продукции. Тогда, чтобы избежать нежелательных последствий в виде банкротств и безработицы, государство выходит на товарные рынки со своими деньгами и заказывает частным производителям все, что ему требуется, не давая производству сократиться.

Понятно, что в России образца 2006 года говорить о падении спроса со стороны корпораций и домохозяйств не приходится. Спрос есть, и он сметает товары с полок магазинов, изготовленное оборудование из заводских цехов и, что самое главное, квартиры из еще не построенных домов. Поэтому никакой необходимости в дополнительном стимулировании спроса со стороны государства сейчас нет. А значит, средствам Стабилизационного фонда лучше находится там, где они сейчас и находятся, – на депозите в Центральном банке РФ.

Несмотря на элементы жесткой финансовой дисциплины, бюджетное послание, тем не менее, допускает рост расходов по ряду направлений, в основном социального характера. И это третий основной параметр бюджетного послания. Кроме хорошо известных национальных проектов дополнительное финансирование получит пенсионная система, так как президент поставил задачу уже в 2007 году довести размер социальных пенсий до прожиточного уровня пенсионера. Правда, больших затрат это не потребует – социальную пенсию получает 1,85 млн человек, так что по сравнению с 36 млн человек, получающих трудовую пенсию, это очень немного и а экономик экономику вообще не окажет.

Таким образом, можно зафиксировать, что финансовая политика государства в общем остается достаточно консервативной, и больших прорывов, если не считать национальных проектов и мер по стимулированию рождаемости, от нее ждать не приходится. Да и сама рождаемость, как следует из первой реакции общества на президентские инициативы в области демографии, быстро не увеличится, поэтому и бюджетные ресурсы, зарезервированные на эту цель, еще некоторое время побудут в неприкосновенности. Так же, как и средства всеми любимого Стабилизационного фонда.

См. также:

  • Делягин. Как не сломать нефтегазовый хребет
  • Гриценко. Послание матерям
  • Гриценко. Рост цен - падение темпов развития
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).