Сегодня стало широко известно о том, что президент России в минувшую пятницу, 1 июня, пообщался с журналистами стран G8 в преддверии саммита, который пройдет 6-8 июня в немецком Хайлигендамме. Главной новостью этого интервью стали слова Владимира Путина о том, что, по его мнению, срок президентских полномочий «приемлемо» увеличить до 5–7 лет. При этом Путин напомнил слова спикера СФ Сергея Миронова, который недавно говорил о том же самом.
«Я-то ведь был председателем правительства и уже был в курсе происходящих в стране событий, был вовлечен в принятие решений. А так, если человеку прийти, если предположить, что губернатор какой-то избран, допустим, ему на федеральном уровне года два нужно только входить в курс общефедеральных и международных проблем, – объяснил Путин свою позицию. – И все, уже нужно начинать новую избирательную кампанию. Мне кажется, что это, во всяком случае для сегодняшней России, пять, шесть или семь лет – это вполне приемлемо».
При этом, оговорился Путин, количество сроков «все-таки должно быть ограничено». И здесь позиция президента совпала с позицией спикера СФ, который недавно передумал требовать третий срок для Путина.
На вопрос о том, чем он намерен заниматься после 2008 года, Путин как всегда ответил уклончиво. «Просто несерьезно, если по-честному, если я сейчас буду будоражить общественное мнение в России. Посмотрим, многое будет зависеть от того, как будет складываться политический процесс в России в конце текущего – в начале следующего года. Разные есть варианты», – заявил он.
Другой важной темой, затронутой в интервью, стали планы Вашингтона по размещению своих ПРО в Восточной Европе и «асимметричный ответ» России на это. Здесь Путин фактически повторил то, что ранее озвучивали другие российские официальные лица: в случае размещения ПРО США в Польше и Чехии Россия нацелит ракеты на Европу.
По словам Путина, Россия не будет втягиваться в гонку вооружений, «которую навязывают», и будет отвечать не зеркально, а «другими методами и средствами, не менее эффективными». «Это называется асимметричный ответ», – сказал Путин.
«Это очевидно, что если часть стратегического ядерного потенциала Соединенных Штатов оказывается в Европе и, по мнению наших военных специалистов, будет нам угрожать, то мы вынуждены будем предпринимать соответствующие ответные шаги. Какие это шаги? Конечно, у нас должны появиться новые цели в Европе», – заявил президент РФ.
В середине беседы Владимир Путин родил очередную крылатую фразу. Главный редактор Spiegel задал звучавший недавно на саммите в Самаре вопрос: является ли Путин «демократом чистой воды». Президент рассмеялся и сказал, что он «асболютный и чистый демократ», а вот на Западе – «ужас один». «Посмотрим, что творится в Северной Америке – ужас один: пытки, бездомные, Гуантанамо, содержание под стражей без суда и следствия, – рассказал Путин. – Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа то в одной столице, то в другой, убийства демонстрантов на улицах. Я про постсоветское пространство вообще уже не говорю. Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тирании. Полное нарушение Конституции, всех законов и так далее».
Обличительную речь он закончил феерически: «После смерти Махатмы Ганди не с кем поговорить».
Британский журналист задал вопрос про возможность выдачи Андрея Лугового. Но тут Путину не сообщил ничего нового и обнадеживающего для британца. Он сказал, что российская конституция не позволяет выдавать граждан иностранному государству, что британская сторона не предоставила материалов, достаточных для выдачи Лугового, и что Россия сама ведет расследование относительно гибели Литвиненко и, если найдутся виновные, то сама же привлечет их к суду. При этом Путин выразил недоумение, зачем британские правоохранительные органы вообще направили в Россию запрос о выдаче Лугового: по его словам, если они не знали, что Россия своих не выдает, то они проявили некопметентность; если же знали, то запрос является политическим пиаром. И напоследок президент РФ сказал, что британские власти сами виноваты в истории с Литвиненко, поскольку «позволили собраться на своей территории значительному количеству проходимцев, жуликов и террористов».
Примечательно, что не было вопросов, которых вполне можно было бы ожидать от иностранных журналистов, – про расследование убийства Анны Политковской, про Чечню и про Беслан.
В беседе участвовали по одному журналисту из каждой страны – члена G8. Был представитель немецкого журнала Spiegel, итальянской Corriere della Sera, британской Times, японской «Нихон кейдзай симбун», французской Figaro, канадской Globe and Mail и американской Wall Street Journal и российского «Коммерсанта». С журналистами была договоренность, что интервью в их изданиях появится только к утру понедельника. Однако уже на следующий день после беседы на сайте Spiegel появился анонс, содержащий ответы Путина, а Corriere della Sera опубликовала полное интервью в воскресенье. Пресс-служба Кремля выдержала срок как положено и опубликовала интервью в ночь на понедельник.