"Я был неправильным олигархом", - заявил сегодня Михаил Ходорковский, выступая с последним словом в Мещанском суде Москвы. "У меня нет ни яхт, ни гоночных машин, - заявил он, - дом для статьи в "Комсомолке" сфотографировали не мой: мой гораздо меньше, его они и не заметили. Имущества за рубежом у меня нет - спросите у спецслужб". По словам Ходорковского, его возмущает сам факт ничем не обоснованного обвинения, предъявленного ему и Лебедеву теми, кто мечтал продвинуться по карьерной лестнице.
"Полтора года назад вооруженные люди задержали меня и отказались выпустить под залог", - сказал Ходорковский. Целью подобных действий со стороны правоохранительных органов, по его словам, является "планомерное уничтожение ЮКОСа". "Его (процесс) затеяли определенные влиятельные люди с целью забрать процветающую компанию, а точнее - ее прибыль", - подчеркнул он.
"Меня держат под арестом, несмотря на поручительства самых уважаемых людей страны, - заявил обвиняемый, - Все это делалось для своекорыстного интереса: меня посадили для того, чтобы я не мешал разграбить ЮКОС. А те, кто присвоил имущество компании, никакого отношения к России не имеют". Ходорковский отметил, что после разграбления ЮКОСа в шесть раз возросло бегство капитала из страны, и возложил ответственность за это на тех, кто инициировал эту акцию.
Ходорковский коротко прошелся по всем эпизодам обвинения, и заявил, что не считает себя виновным и не просит снисхождения, сообщает пресс-центр Ходорковского. "Я горжусь своей работой за 15 лет. Я искренне стремился работать на благо своей страны, а не на свой карман... Все, что у меня осталось, - это осознание своей правоты, деловая репутация и воля", - сказал он.
После выступления Ходорковского присутствовавшая в зале публика устроила овацию.
Сегодня Мещанский суд назначил на 27 апреля 2005 года оглашение приговора по объединенному уголовному делу в отношении Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Михаила Крайнова.
В ходе сегодняшних прений представители гособвинения просили суд приговорить экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и главу МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева к десяти годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, прокуроры настаивают на лишении обоих подсудимых права заниматься деятельностью в органах госвласти и органах местного самоуправления сроком на три года.
В то же время представители Генпрокуратуры считают возможным назначить Андрею Крайнову, бывшему гендиректору АОЗТ "Волна", условную меру наказания, поскольку он частично признал свою вину и содействовал тому, что "в конечном итоге восторжествует справедливость". Прокурор просил суд назначить ему 5,5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в пять лет.
Андрей Крайнов в своем выступлении заявил, что стал гендиректором АОЗТ "Волна" по предложению работников банка МЕНАТЕП. По его словам, он понимал, что возглавляемая им фирма не сможет выполнить инвестиционные обязательства по финансированию ОАО "Апатит", 20% акций которого "Волна" получила по итогам инвестиционного конкурса. "Я полностью полагался на МЕНАТЕП, а когда потребовал выполнения инвестиционных условий, был уволен", - заявил Крайнов. Он также утверждал, что не имел отношения к распределению прибыли от реализации продукции "Апатита".
Ходорковский и Лебедев свою вину не признали. Их адвокаты просили оправдать обоих подзащитных по всем инкриминируемым статьям. Защитник Платона Лебедева Василий Алексанян назвал обвинительное заключение "беллетристикой": по его словам, единственное, что удалось доказать обвинению в двухстах томах, - что Платон Лебедев написал гарантийное письмо, обязательства по которому не отказался исполнять.
Ходорковский и Лебедев обвиняются по семи статьям Уголовного кодекса РФ каждый, среди них - уклонение от уплаты налогов и мошенничество в крупном размере. Крайнов, по версии обвинения, совершил мошенничество, причинение вреда имуществу собственника и не исполнил судебное решение, вступившее в законную силу. Судебное следствие по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова продолжалось около года.
В конце марта помощник президента России Игорь Шувалов заявил, что "дело ЮКОСа" было показательным примером для других компаний, использующих схемы минимизации налогов. "Если был бы не ЮКОС, то появилась другая компания, которая должна была ответить, каким образом компания использует схемы, не платит налоги в бюджет и, таким образом, государство оказывается ограничено в исполнении своих социальных обязательств", - сказал Шувалов. Кроме того, он признал, что "дело ЮКОСа" ухудшило имидж правительства России на внешнем рынке, но если ситуация с ЮКОСом не произведет нужного эффекта, то правительство вновь может пойти на подобные показательные акции. "Мы сделаем так, чтобы все платили налоги, даже если это отрицательно скажется на имидже правительства", - заявил помощник президент.
В конце прошлого года главная "дочка" ЮКОСа "Юганскнефтегаз" была продана на аукционе за долги. В результате этой операции основное добывающее предприятие ЮКОСа через загадочную компанию "Байкалфинансгрупп" перешло под контроль государственной "Роснефти", где руководящие посты занимают люди из президентской администрации. Сейчас "Роснефть" сливается с "Газпромом", а "Юганскнефтегаз", возможно, станет отдельной госкомпанией.
Государство предъявило ЮКОСу огромные налоговые претензии, а основные акционеры компании находятся либо за решеткой, либо в розыске. Распространено мнение, что глава компании Михаил Ходорковский поплатился за политические амбиции и поддержку оппозиционных сил.