Странная складывается картина: на поверку ни одна из общефедеральных политических партий не пустила в Чечне корни – даже “царица полей”, отечественная монокультура, “Единая Россия”. Как писал по другому поводу Фазиль Искандер, “интересное начинание, но не для нашего климата”.
Но – свято место пусто не бывает. Что же растёт на этой сложной для возделывания почве?
Сам факт существования регионального отделения “Евразийского союза” представлялся странным. Федеральная программа политической партии “Евразийский союз”, созданной когда-то Вали-Ахмедом Ниязовым как альтернатива дугинскому варианту евразийства, а ныне возглавляемой неким Петром Сусловым, гласит: “Россия – это цивилизация, уравновешивающая два центра мира – Запад и Восток… Евразийство возникло как попытка осмыслить эту особую роль России… Евразийство – это особая идеология народов России, которая воспитывает сознание и делает возможным объединение с другими народами в одну цивилизацию”. Доктрина партии основана на том, что “народы России связаны друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной культуры и государства, населяющих независимое общее место развития – Россию-Евразию”.
Идеология евразийства как течения и идея противостояния “евразийцев”, проповедующих объединение в единую цивилизацию на основе взаимопроникновения духовных начал народов, и “атлантистов”, культивирующих индивидуализм, – скорее философские абстракции. А сама партия на общероссийском уровне изобилует одиозными персонажами и вполне маргинальна. Представить ее как политическую силу в Чечне, казалось бы, вообще невозможно, учитывая вайнахскую убежденность в своей уникальности и стремление к сохранению традиций. Но сегодня в республике про “Евразийский Союз”, безусловно, знают и говорят о нем как о серьезном акторе в контексте готовящихся выборов. Как же так? Конечно, партия играет на “заговоре атлантистов”, конспирологические же идеи и теории заговора в Чечне всегда имели хождение, а в последние десять-пятнадцать лет цветут пышным цветом. Одно из самых популярных объяснений чеченского конфликта сводится к тому, что война была развязана темными силами с целью развала Советского Союза и установления мирового господства. Здесь пересказывают пророчества местных предсказателей, а такого всеобщего знания учения Нострадамуса я не встречала нигде. Но ведь только на этом далеко не уедешь.
В общем, надо бы “эту сову разъяснить”. И я побрела по улице Маяковского к ресторану “Голливуд”, на задворках которого и размещается чеченское отделение “Евразийского Союза” (занятный выбор местоположения, учитывая, что евразийцы выступают против однополярного мира с США во главе!).
В светлом кабинете на стене напротив входа висят два огромных флага – Российской Федерации и Чеченской Республики. По центру - портрет Путина. Что ж, вполне привычная картина. Но сбоку-то, сбоку… на большом плакате по темно-зеленому фону выведено одно из наиболее известных изречений Благословенного Кунта-Хаджи: “Мирите поссорившихся, война – дикость. Бог никогда не придет туда, где льется кровь. Удалитесь от всего, что напоминает войну. Ваша сила – ум, терпение и справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает свое поражение”.
Кунта-Хаджи Кишиев – человек, в современной Чечне широко и заслуженно почитаемый. Под конец опустошительной кавказской войны он пришёл с учением, ненасильственный смысл которого ясен из вышеприведённой цитаты. Слова эти упали на благодатную почву. Суннитский ислам – религия внутренне весьма терпимая, допускающая множество тарикатов - путей к постижению истины. Кунта-Хаджи принадлежал к суфийскому тарикату кадири, и теперь девять из десяти чеченцев придерживаются его учения, вирда. Внешнее его отличие – столь пугающий непосвящённых “громкий зикр”, круговой танец с ритмичным дыханием и восклицаниями “Хулуло!”, по-нашему – “Аллилуйя!”. Впрочем, проклятый царизм не оценил преимущество проповеди Кунта-Хаджи перед воинственным накшбандийским тарикатом, коего придерживался, скажем, Шамиль. Тогда опорой Москвы (как, впрочем, и сегодня) стали вчерашние военачальники-наибы имама Шамиля, переметнувшиеся на сторону победителя. По их доносу Кунта-Хаджи был арестован и умер в ссылке. А в его отсутствие тысячи последователей решили, что учение даёт им неуязвимость, и после трёхдневного зикра кинулись с одними кинжалами на пушки укрепления Шали, где их и скосило картечью. Такова, впрочем, судьба многих учений, овладевших массами, – никакой чеченской специфики...
Не в силах отвести глаз от плаката, трижды перечитываю знакомый текст. Наконец, собравшись с мыслями, вежливо прошу главу чеченских евразийцев, члена ЦК партии, “ответственного работника правительства ЧР” (так он представлен на сайте партии) и действительного члена российской Академии геополитических проблем (оказывается, есть и такая!) Саида Юсупова объяснить, что же общего между евразийством и учением Кунта-Хаджи. Тот расплывается в улыбке: “С превеликим удовольствием. Все это тесно связано. Кунта-Хаджи понимал и декларировал, что все люди и народы созданы одним творцом. И мы, евразийцы, говорим, что не может быть старших и младших братьев, что все народы равны. И люди, проживающие на евразийском пространстве, должны строить свое государство на общих принципах своих народов, противопоставляя себя индивидуалистам-атлантистам. Для всех нас важны такие ценности, как семья, родственные связи, традиции. И здесь вполне применимы слова Кунта-Хаджи. Если ты осознал, что главная цель жизни – нести людям добро без лицемерия, значит, есть смысл жить… И вот это мы объясняем людям. В первую очередь молодежи… Я сам езжу по районам, встречаюсь со студентами, с общественностью. У нас уже более пяти тысяч членов. Самая недоступная крепость – это голова человека. Вот мы и работаем в массах и пытаемся завоевать человеческие головы, а потом и души. Это наиболее эффективный способ вести кампанию. И люди мне часто говорят: "Да, мы все поняли. И вообще, мы соскучились по правильным лицам. Мы за тебя!"”.
Для партийного лидера местного значения у Юсупова, действительно, совершенно “правильное лицо”. Он говорит живо, все время улыбается, заглядывает в глаза собеседнику. На нем красивая, модная рубашка. Из кармашка выглядывает дорогая, блестящая ручка. В общем, вид у партийца вполне голливудский (значит, недаром он заседает в ресторане “Голливуд"). Легко можно себе представить, что на молодых ребят, а уж тем более на девушек, он производит впечатление.
К тому же Юсупов не только сверкает белыми зубами на “правильном лице”, но и обволакивает аудиторию потоком “правильных слов”: “Народ с неподдельным интересом ожидал Указа Президента о проведении парламентских выборов. Ведь создание Парламента – это последний этап в формировании политической системы республики. И народу есть, что от него ожидать. Что мы планируем сделать? Во-первых, надо построить систему управления так, чтобы был виден неуклонный, устойчивый рост уровня жизни населения. Тут требуется пересмотреть структуру правительства, улучшить кадровую политику, наладить государственное урегулирование в системе экономики, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу… Но самое главное, да-да, самое главное: нам необходимы четкие, прозрачные законы, и их строжайшее исполнение! Мы будем бороться против беззакония и безнаказанности. Перед лицом закона не должно быть неприкасаемых. Необходим текущий, постоянный контроль над соблюдением законов. Снизу власть должно подпирать гражданское общество с помощью своих институтов. И работа этих организаций должна быть законодательно обеспечена, им должны быть созданы условия для осуществления гражданского контроля!”
Ничего себе! Не знай я, что такое “Евразийский Союз”, точно бы за тебя проголосовала! Вот и отправившаяся со мной в “Голливуд” знакомая грозненская журналистка, которая, как и преобладающее большинство местного населения, о евразийстве отродясь не слыхала, буквально поплыла: кивает головой, улыбается и незаметно подталкивает в бок локтем: смотри, мол, какие правильные люди! Да еще почитают Кунта-Хаджи, самого авторитетного из всех авторитетов… Интересно, что двое моих коллег, побывавших в этом кабинете всего четыре дня назад, говорили, что тот же Юсупов тогда пел песню отнюдь не про гражданское общество, а про приоритеты борьбы с порнографией и наркоманией, а также необходимость введения смертной казни. Видать, за отчетный период с партийцами неплохо поработали столичные пиарщики. Кстати, встретив меня на пороге, Юсупов упомянул, что вернулся со стратегического совещания с московскими коллегами.
Евразиец тем временем продолжает обработку представителей прессы: “В республике крайне болезненный вопрос – это проблема пропавших. Мы создадим специальную Парламентскую комиссию, которая будет иметь доступ ко всем информационным источникам. Мы также будем добиваться поправок в закон о репрессированных народах в целях упрощения процедуры и обеспечения справедливых компенсаций. Что касается компенсаций, здесь ключевым вопросом являются компенсации за жилье и имущество, утраченные во время войны. Мы создадим с Государственной Думой РФ специальную комиссию по определению степени ущерба, разработаем соответствующий закон. Мы планируем сосредоточиться на сфере образования. Республике необходимы обязательное среднее и бесплатное высшее образования. Образование должно быть достойным и профессиональным. Не оружием надо воевать, а умом и талантом своего народа. Здесь подчеркну: кто и как бы не заставлял нас лить воду на мельницу атлантистов, мы утверждаем, что наш народ – созидательный и видит свое будущее только внутри Российской Федерации. Особое внимание мы обратим на проблемы трудоустройства. Мы хотим сами зарабатывать, сами строить. Необходимо от нынешней иждивенческой политики перейти к созданию рабочих мест!”.
Юсупов перегибается через стол, для пущей убедительности ударяя ладонью по полированной поверхности: “И самое главное, самое первостепенное – это безопасность! Безопасность сегодня является краеугольным камнем всего. Республика переживает социальное бедствие, экономическое бедствие и экологическое бедствие! Выход из кризиса невозможен, если жителям республики не будет обеспечена безопасность! Право на жизнь, человеческое достоинство, социально-экономический блок – все упирается в безопасность, и мы будем неуклонно работать в этом направлении! Мы видим цель и стараемся не оглядываться, пока не пересечем финишную прямую”.
Подруга-журналистка хотела услышать именно эти слова. Она покорена окончательно и бесповоротно. Немедленно начинает предлагать “Евразийскому Союзу” свои услуги, рассыпается в выражениях признательности, говорит, что нашла, наконец, нормальных, внятных людей, не боящихся называть вещи своими именами. Юсупов довольно кивает. Подливает чаю. Я тихонько вздыхаю, размышляя о том, что придется потом устраивать загоревшейся энтузиазмом девушке околоевразийский ликбез, и спрашиваю, можно ли взглянуть на списки кандидатов.
Переданные после минутного колебания листки бумаги достаточно красноречиво объясняют, почему евразийцы не боятся говорить правильные слова, те слова, которые не могут позволить себе ребята-демократы. Кроме нескольких сотрудников Правительства и Госсовета ЧР, начальника отдела могущественной ФСКН (Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков), здесь представлены и Гудермесская ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа, любимое детище Рамзана Кадырова) и – святая святых! - ООО “Лидер”, охватившая всю Чечню кадыровская сеть автозаправок, в лице, ни много ни мало, собственного директора. С такой “крышей” можно многое себе позволить.
Вместе со списками Юсупов гордо демонстрирует только что присланный из типографии сигнальный экземпляр рекламной листовки одного из кандидатов.
Роскошная, плотная глянцевая бумага. Цветная печать. Искусная окантовка с виньетками. Качеством полиграфии и дизайном эта “сигналка” сразу напоминает материалы Фонда имени покойного Президента, Ахмада-Хаджи Кадырова. Ни с чем не спутаешь.
Ларчик, на поверку, открывается просто.
В верхней части листовки внушительный портрет кандидата посередине, слева пресловутая цитата из Кунта-Хаджи, справа личный лозунг кандидата: “Не обещай того, что не можешь сделать сам”. Все остальное уже не важно. Использование имени и слова Кунта-Хаджи – крайне эффективный пиаровский ход, а знакомая “полиграфия власти” закрепит результат. Юсупов говорит, что на каждого кандидата (их около двадцати) будет выпущено 20 тысяч таких листовок. И еще отдельные листовки – непосредственно о партии. С деньгами у чеченских евразийцев проблем не наблюдается.
Вежливо раскланиваясь в дверях, Юсупов подчеркивает: “Сегодня есть шанс принять участие в формировании важнейшей ветви власти – представительской. И, вне зависимости от нечистоплотных помыслов определенных людей, граждане смогут выбирать. Самое главное, чтобы люди поверили, что в Парламент можно выбрать достойных. Мы пытаемся их убедить, что каждый голос имеет значение. Не проголосуешь сам – проголосуют за тебя. Может быть, кто-то и рассчитывает, что будет использован административный или иной ресурс, но мы рассчитываем на то, что у нас будет свобода”.
Что ж, с такой крышей рассчитывать на определенную степень свободы есть все основания.
Расклад “политических сил” более-менее ясен. Но напоследок, для полноты картины, все же стоит зайти в региональное отделение “Родины”. Учитывая особенности риторики этой партии на федеральном уровне, само ее наличие в Чечне – извините, оксюморон. Хотя, наверное, не больший, чем наличие евразийцев местного разлива. Впрочем, в данном случае отдать должное профессиональной дотошности неожиданно не удается. За отчетный период “Родина” умудрилась… физически исчезнуть. Причем бесследно (надеюсь, ее членов эта печальная и неоригинальная по чеченским меркам судьба все же не коснулась). Ее плакатами заполонен город, и на каждом обозначен адрес, выглядящий вполне достоверно. Но когда приходишь по этому адресу, взору твоему открывается совершенно пустое, разрушенное здание. Смотришь на него тоскливо, чешешь в затылке, присаживаешься на корточки на пыльный асфальт: “Это наша Родина, сынок…”.
***
“Скучно” – скажет читатель, сдерживая зевок. “Скучно” – согласно кивнет головой автор: “Скучно до зубовного скрежета”. Так зачем же с особым цинизмом терзать читающую публику подробностями подготовки “последней вехи политического процесса”? Только с одной целью. Чтобы каждый желающий и способный думать смог узнать, как выглядит на деле эта беспрецедентная партийная активность, и понять, что “последняя веха” – ничуть не отличается от предыдущих. Что выборы в Парламент ЧР – по сути такая же фикция, как и предыдущие этапы иллюзорного политического урегулирования, запущенного в 2003 году.
Сейчас все идущие на выборы акторы согласны в одном: часть мест в парламенте уже распределена. И скорее всего – большая часть (тут учтены интересы Кремля, Рамзана Кадырова, братьев Ямадаевых, членов Правительства ЧР и т.д.). Но на остаток могут претендовать и “независимые” силы. Только остаток будет невелик, а сами силы при ближайшем рассмотрении не вызывают энтузиазма.
Дело не только и не столько в том, что сепаратисты в этих выборах не участвуют и участвовать в принципе не могут, хотя без участия сепаратистов реальный политический процесс невозможен. В конце концов, если бы сегодня на парламентских выборах в Чечне была представлена хоть одна политическая сила, готовая говорить правду о ситуации в республике, и предпринимать реальные шаги к ее поэтапному урегулированию! Бороться с безнаказанностью, отстаивать права человека, требовать настоящей амнистии - не обусловленной переходом в местные силовые структуры - для всех желающих сложить оружие и не повинных в военных преступлениях. Добиваться пересмотра закона об экстремизме и легализации политического сепаратизма с целью переформатировании конфликта из военного в политический. И так далее... Вот тогда на эти выборы следовало бы обратить пристальное внимание. Тогда бы следовало сделать все возможное, чтобы у такой силы появились шансы войти в Парламент. Но такой силы нет.
Для каждого, кто провел хоть сколько-нибудь времени в Чечне, очевидно, что сегодня, в тупике многолетнего конфликта, для людей основными проблемам являются безопасность, произвол силовиков, непрекращающееся кровопролитие. Это – аксиома. Но демократы растекаются мыслью по древу, рассуждают о человеческом достоинстве и уважении к человеку, поднимают на щит экологию и социальный блок. Потому что сами не чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы говорить о главном. И самые необходимые слова об обеспечении безопасности, борьбе с безнаказанностью являются прерогативой тех, кто уверен в своей “крыше”, в своей защищенности. О войне же, о необходимости ее прекратить не говорит никто. Потому что нельзя упоминать о том, чего, согласно позиции федерального центра, не существует. И пока наличие вооруженного конфликта не будет признано, выход из него невозможен.