Президент Путин выступил на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации. Заседание было посвящено вопросам защиты национальных интересов России, а также - укреплению основ и устоев международных отношений.
Собственно, это регламентное мероприятие. Такие совещания проходят раз в два года. Уже сама такая периодичность, а также тот факт, что нынешнее совещание случилось на фоне украинского кризиса, заставили отнестись к речи президента перед дипломатами с повышенным вниманием.
То есть, подошел срок и надо проводить. Но ситуация сейчас сильно переменчивая, украинский кризис, то да се. Был даже такой момент – ровно накануне Порошенко прекратил перемирие, что допускало по данному поводу некие ответные шаги, которые было бы кстати на встрече объявить. Нет, контрдействий объявлено не было. Разве что было сказано так: «До сих пор Пётр Алексеевич [Порошенко] всё-таки не имел прямого отношения к приказам начать военные действия – теперь он взял на себя эту ответственность сполна, и не только военную, а и политическую, что гораздо важнее». В общем, это как бы даже одобрение: как-никак Порошенко - президент, ему и положено брать на себя все эти ответственности. Ну, коллега оценил.
То есть, имеется вопрос назначения речи. В смысле, что за формат и кто ее адресат? «Газета.ру» в этой связи дала большущий реакционный комментарий, начав с того, что «Первая часть речи вообще по сути была повторением послания Путина Федеральному собранию сразу после присоединения Крыма — разве что на этот раз он попытался представить дело так, будто бы США категорически против России, а ЕС занимает некую более конструктивную позицию».
В общем, их это как-то даже встревожило:
«При этом речь президента была полна противоречий. Пожалуй, главное из них — между декларацией права государств выбирать собственный путь, решать свою судьбу самим, и заявлением о жизненных интересах России за ее пределами, желанием Москвы решать судьбы мира. России очень не нравится, когда ее пытаются учить демократии и правам человека из-за рубежа. При этом даже если считать, как в очередной раз заявил российский президент, что инициатором украинского кризиса стал Запад, Россия не была безучастна к украинским событиям.
Если Россия имеет право без вмешательства извне решать свою судьбу, почему такого права не имеет Украина? И почему, если России не нравится вмешательство Запада в судьбу этой страны, мы воспроизводим худшие, на наш взгляд, образцы западной политики?»
Такая длинная цитата затем, чтобы точнее описать проблему. То есть – встревоженность. Но ясно же, что все дело именно в том, что не совсем понятны прагматика и адресат. Внешним (не дипкорпусовским) адресат быть не мог – все это и в самом деле говорилось ранее. Все это не новость. Могла ли тут происходить установка дипкорпусу?
Тоже сомнительно. Например, фраза: «Мы, конечно,… не могли допустить, чтобы был существенно ограничен наш доступ к акватории Чёрного моря, чтобы на крымскую землю, в Севастополь, овеянный боевой славой русских солдат и матросов, в конце концов, а я думаю, достаточно быстро, пришли бы войска НАТО и был кардинально изменён баланс сил в Причерноморье».
Использовать такую логику в повседневной трудовой деятельности дипкорпусу сложно. Тогда придется иметь в виду возможность присоединения, например, Балтии и Польши – чтобы и там не оказались базы НАТО. А потенциально – и Брюсселя, раз уж там штаб-квартира Альянса. Не вполне инструментальный подход.
Значит, он и не был инструментальным, а в виду имелось что-то другое. Если уж и установка, то просто установка на все хорошее (для РФ). Из этого прямо следует признание того, что в МИДе все идет хорошо (а это, очевидно, апология не названному прямо министру Лаврову).
Ну, в самом деле, еще ж такое: «Хочу, чтобы все понимали: наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических – до предусмотренных в международном праве гуманитарных операций, права на самооборону».
Сама идея о том, что все на свете русские приписаны к РФ, является идеей чрезвычайно романтической. Причем, там же еще и вечный и вечно не решаемый вопрос: так русские или соотечественники? В данном случае он был как бы решен, но - ровно наоборот: «Имею в виду, когда говорю о русских людях и русскоязычных гражданах, людей, которые ощущают, чувствуют себя частью так называемого широкого русского мира, не обязательно этнически русские люди, но те, кто считают себя русским человеком».
Количество русских людей на свете тут уже возросло настолько, что романтика очевидна. Ранее такая романтика осеняла «Русский мир» В.Никонова, а ее перенос в окрестности МИДа и означает, что установка была столь же романтической и общей. Иными словами, в вопросах проведения конкретной внешней политики президент всецело доверяет своему министру иностранных дел. И даже так, что внешней политикой руководит именно Лавров, каким бы странным это ни показалось.
Собственно, факт удовлетворения как деятельностью Лаврова, так и МИДа был предъявлен далее:
«Денежное содержание служащих центрального аппарата повышается в среднем в 1,4 раза.
При этом пенсия дипсотрудников, уходящих на заслуженный отдых после 1 января 2014 года, увеличится в среднем в 3,5 раза. Размер рублёвого денежного вознаграждения руководителей загранучреждений повышен в среднем в четыре раза…
Рублёвые оклады сотрудников дипслужбы загранучреждений будут увеличены – чуть попозже, правда, – с 1 января 2016 года, но в четыре раза. Рассчитываю, что эти шаги послужат укреплению кадрового потенциала нашей дипломатической службы, а значит, повысится эффективность реализации внешнеполитического курса России..»
На этом первая часть мероприятия закончилась. Вторая часть была закрытой и тут следует отметить, что удаление прессы президент произвел чрезвычайно изящно и дипломатично, вот его последние (в смысле – последние публичные в этот раз) слова: «Хочу поблагодарить представителей прессы за внимание к нашей работе».