Им есть число
В крупнейших мировых городах число бездомных за 10 лет выросло втрое, свидетельствуют данные аналитиков. Основная причина — недоступность жилья. В России проблему сложно оценить, и никто не знает ее реальных масштабов: до сих пор непонятно, как учитывать бездомных в переписи. Но это не значит, что проблемы нет вовсе, а российские города — какие-то уникальные.
Катерина Черемисина, представительница санкт-петербургской благотворительной организации «Ночлежка», отметила в разговоре с «Полит.ру», что наиболее частая причина бездомности среди тех, с кем работают они, — переезд в другой город в поисках работы: человек сначала остается в чужом городе без денег, без семьи, а потом оказывается на улице. На втором месте — проблемы в семье: родственники выселяют человека из квартиры по той или иной причине. Далее идет потеря работы.
Значительное число составляют люди, которые стали жертвами мошенничества с жильем или вымогательства. Вот данные, которые подготовили в благотворительной организации «Надежда», — опрошенные могли выбирать несколько вариантов ответа:
При проведении переписи населения 2010 года Росстат пытался охватить и бездомных, но, судя по цифрам, сделать это не удалось. По данным переписи, больше всего бездомных в Москве — 3355, на втором месте — Санкт-Петербург (2902). Далее идут Омская область (2984), Челябинская область (2391), Алтайский край (2127), Новосибирская область (1845), Кемеровская область (1641), Нижегородская область (1432), Хабаровский край (1410), Пермский край (1293), Ростовская область (1133), Красноярский край (1103), Иркутская область (1049), Краснодарский край (1064) и Волгоградская область (1036).
По мнению Катерины Черемисиной, подсчитать число бездомных во время переписи почти невозможно. Согласно данным организации «Ночлежка», которая работает уже четверть века и занимается, кроме прочего, и социологическими исследованиями, исходя из числа обращающихся за помощью и числа смертей бездомных, в Санкт-Петербурге — около 50 тысяч таких людей. По данным московских организаций, в столице цифра, вероятнее всего, — около 60 тысяч. То есть примерно в 20 раз больше, чем насчитали переписчики. Если применить метод экстраполяции к другим регионам, всего мы получим около трех миллионов человек, которые живут без дома. МВД иногда озвучивает свои данные, и, судя по ним, минимальная цифра — миллион. Но реальное число бездомных, конечно, никому не известно.
По словам Виктора Беликова, председателя Ассоциации Центров ресоциализации Краснодарского края, исследования на тему бездомных, если и есть, то серьезной статистики опубликовано не было. Но на Кубани тем не менее не видно существенного роста числа бездомных, хотя туда из-за климата и едут со всей России: дело в том, что среди местного населения практически нет роста бездомности по экономическим причинам.
Что касается оценок организаций, которые работают с бездомными, то они часто субъективны и завышены. «Непонятно, как считали, какая методика. Я могу сказать о Краснодарском крае: если принять во внимание, что у нас сотни полторы рабочих домов и центров ресоциализации, и в каждом живет от 7 до 15 человек, т. е. возьмем в среднем 10 человек на центр, а их количество — 150, получим 1500. Таким образом, мы выходим на 1,5–2 тысячи человек. Но никак не на десятки тысяч. Даже если цифры занижены при расчете в два-три раза, то всё равно это не 50–60 тысяч», — считает Виктор Беликов.
Осознание проблемы
С ростом неравенства после кризиса число бездомных выросло во всем мире, особенно в наиболее богатых и дорогих городах. Так, в Лондоне число бездомных выросло втрое с 2010 года. Это наблюдается в большинстве развитых государств, — почти в каждой европейской стране наблюдается рост числа бездомных, в том числе тех, кто живет во временных жилищах. В большинстве американских городов с самыми высокими ценами на недвижимость количество бездомных также выросло. В Сан-Франциско, где к бездомным, возможно, самое либеральное отношение, их стало больше на 19 % за 2 года. При этом во второй половине XX века бездомных было так мало, что думали о полном исчезновении этого явления.
Аналитики The Economist полагают, что любая тактика борьбы с бездомностью не будет работать должным образом, если цены на строительство останутся высокими.
«Это глубинная причина растущего числа бездомных, и это стало одной из причин того, что Верховный суд США 16 декабря запретил законодателям причислить бездомность к преступлениям и включить её в уголовный кодекс. Сразу после Второй мировой лишь одно из четырех домохозяйств тратило более 30 % бюджета на оплату жилья, сейчас — каждое второе. 10-процентный рост цен на жилье в дорогих городах приводит, по оценкам, к 8-процентному росту числа бездомных», — отмечает издание.
В России портрет бездомного обычно начинается со слова «бомж», которое само по себе является ругательством, и специалисты его не применяют. Обыватели часто считают, что люди, которые оказались на улице, сами виноваты, так как пили, употребляли наркотики или вовсе сами хотят такой жизни. На самом деле, портрет типичного бездомного совсем иной. И большинство оказывается в такой ситуации как раз по экономическим и правовым причинам — хотят заработать в большом городе, лишаются жилья из-за рейдерства и мошенничества. Квартира в столице — очень хороший куш для преступных групп.
Есть исследование службы помощи «Милосердие» которое показывает, что подавляющее число бездомных — это люди от 26 до 60 лет. Причем, по словам представителей службы, типичный портрет бездомного — это мужчина от 35 до 50, который приехал в Москву на заработки и был обманут работодателем либо не нашел работу.
Очень часто такие люди просто не осознают, что их ждет в Москве, имеют завышенные зарплатные ожидания, а домой не могут вернуться, поскольку ничего не заработали, а часто и потеряли документы. Что касается алкоголя, то он нередко является не причиной бездомности, а ее следствием. При этом, по оценкам сотрудников фонда, большинство бездомных не хотели бы продолжать такую жизнь.
В России подход к проблеме бездомных на государственном уровне подобен данным переписи 2010 года — совершенно не отражает реальную проблему. С такими людьми серьезно работают только благотворительные организации. И там уверены, что если в первые же месяцы оказать помощь человеку, который стал бездомным, он в большинстве случаев сможет вернуться к нормальной жизни. Если же бродяжничество продолжается по крайней мере три года, то благополучный исход уже гораздо менее вероятен.
Есть ли решение?
Эксперты считают, что государство должно решать проблемы, лежащие в основе бездомности: создавать нормально оплачиваемые рабочие места, строить доступное жилье, бороться с преступностью, из-за которой, по оценкам благотворителей, число бездомных пополняется на треть. А вот работать с бездомными лучше умеют общественные организации. Одна из наиболее эффективных систем работы с бездомными разработана в Краснодарском крае. Там создаются так называемые рабочие дома и реабилитационные центры, где людей с улицы селят группами и находят им работу для оплаты этого жилья и пропитания.
«Этими вопросами не должны заниматься госучреждения. Гораздо эффективнее с этим справляются общественные инициативы, на государственном уровне необходимы лишь программы поддержки таких инициатив», — отметил в разговоре с «Полит.ру» председатель Ассоциации Центров реабилитации Краснодарского края.
По мнению Дэвида Харви, профессора Нью-Йоркского университета и одного из столпов политической географии, после кризиса в Нью-Йорке почти не строится доступного жилья, при этом — бум строительства квартир и домов для сверхбогатых, люди со всей планеты хотят иметь пентхаусы на Парк-авеню. При этом в городе зарегистрировано 60 000 бездомных, а треть детей — полубездомные, так как живут у родственников или друзей.
В России в первую очередь речь должна идти о территориальном неравенстве. Едва ли от чего-то, кроме безысходности, люди бы искали заработок в столицах и пополняли число спящих на кольцевой линии или в депо.