будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Страна
Карпюк Илья

Пожар под землей

Пожар под землей
pozhar-metro-0506-6
Штаб ликвидации пожара. Источник: Фото: Андрей Свитайло/metronews.ru

В утренний час пик в столичном метрополитене произошло чрезвычайное происшествие — в 8:17 загорелся силовой кабель между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической ветки. Пожар был потушен в 9 часов, никто из пассажиров, работников метрополитена или пожарных не погиб, однако 4,5 тысячи человек пришлось из метро эвакуировать, в том числе из тоннелей, в которых остановились составы.

 
Задымление на станции Охотный ряд

Около полудня движение было восстановлено, однако тут же началось новое задымление — из-за чего еще пару часов центр столицы остался без красной ветки метро. При этом от Парка Культуры на юг и от Комсомольской на север поезда ходить не прекращали — оборотные тупики посередине линии, не слишком нужные в обычной жизни, оказываются очень кстати во время чрезвычайных ситуаций.

 
Эвакуация пассажиров

На время приостановки движения по центральному участку красной ветки столичные власти запустили дополнительные автобусы и троллейбусы в центре города — по самым грубым подсчетам только из закрытых шести станций в утренний час пик выходят около 100 тысяч человек. А вдобавок к этому четыре из шести закрытых станций являются пересадочными.

Столичное управление МЧС сообщило, что за помощью обратились 47 человек, семеро госпитализированы. Психологическая помощь оказана 28 пассажирам.

Что делать в случае ЧП?

 
Евгений Кокин

Врач-кардиолог Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Евгений Кокин рассказал «Полит.ру», что после ЧП в метро стоит ожидать множества мелких травм, напрямую с пожаром не связанных, например ушибов. Люди подвержены панике и стараются выбраться из поезда или со станции как можно быстрее, от этого возникает давка, бегущие просто не обращают внимания на то, что кому-то стало плохо.

Отравление угарным газом происходит, если во время пожара выгорает заметная часть кислорода, а это случается только при открытом горении, причем на достаточно большой площади. В метро работает мощная система вентиляции и кондиционирования, поэтому пострадавших от угарного газа, как правило, либо вообще нет, либо крайне мало.

Особую группу риска представляют уже больные люди: у астматиков могут быть проблемы с дыханием, у людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний, также могут возникнуть проблемы. Можно ожидать приступы панических атак, или, например, клаустрофобии у склонных к этому людей.

 
Светлана Яблонская

Психолог Светлана Яблонская рассказала «Полит.ру», как стоит себя вести, если вдруг чрезвычайное происшествие в метро повторится. Самый главный совет — не поддаваться панике, однако сделать это намного сложнее, чем кажется. Всегда есть такие люди, которые действуют очень четко, а есть те, кто сразу начинает волноваться. «Первым делом нужно успокоиться. Самое простое — это обращать внимание на свое дыхание. Стоит сказать себе: "Ближайшие пять, десять, пятнадцать секунд я просто дышу". Во время вдоха лучше, например, досчитать до 4, а во время выдоха — до 6 или 8. Дело в том, что когда выдох длиннее вдоха, человек успокаивается», — рассказала психолог.

Точно не стоит поддаваться на крики. Очевидцы рассказывали, что утром 5 июня в одном из вагонов кто-то заговорил о том, что никому не удастся выжить, — такие вещи лучше сразу обращать в шутку.

Экстренные службы, как правило, работают достаточно хорошо, поэтому лучше всего дождаться объявления по громкой связи или каких-либо других сигналов от компетентных людей — разбивать стекло и выпрыгивать из вагона может быть опасно, так как электричество может быть все еще не отключено, можно оказаться рядом с очагом возгорания, да и окно вагона метро находится достаточно высоко над землей.

«Банальный совет: нужно помогать друг другу. Протянуть руку если рядом стоит ребенок или пожилой человек. Если же в такой ситуации оказалась беременная женщина, или просто у человека кружится голова, необходимо осмотреться и обратиться за помощью к тому, кто выглядит спокойным, надежным и уверенным в себе», — посоветовала психолог.

Как правило, первая реакция человека на ЧП — состояние шока. Можно с ним попытаться поговорить, но вполне вероятно, что он не ответит. Такого человека необходимо довести до безопасного места, узнать, куда ему нужно и сопроводить его. Даже если человек не получил никаких травм, но выглядит не очень хорошо, имеет смысл отвести его к медикам, чтобы те ему дали успокоительное или сердечные препараты.

 
Эвакуация пассажиров

Работа психологов на месте происшествия, как правило, сводится к двум основным задачам: они должны выводить людей из состояния шока и успокаивать тех, кто слишком сильно возбужден. Возбужденному человеку нужно помочь успокоиться и простроить вместе с ним его дальнейшие шаги. Человек выбит из размеренного образа жизни и ему необходимо помочь вернуть контроль. В случае серьезного шока нужно возвращать человека в действительность. «Иногда спрашиваешь: "Посмотрите на меня, где вы сейчас? сколько сейчас времени?" Дело не в том, что человек сошел с ума, просто стресс может быть настолько сильный, что человек теряет все опоры, в том числе, ориентацию во времени и пространстве», — рассказала Светлана Яблонская. Также людей предупреждают о том, что если в ближайшие дни у них будет нарушение сна или другие расстройства, то необходимо обратиться к психологу.

Чего еще можно ожидать от метрополитена?

Московское метро — достаточно безопасный вид транспорта. Ежедневно оно перевозит около 7 миллионов пассажиров, а по травматизму оно находится на недосягаемой для автотранспорта высоте.

Однако москвичам и гостям столицы стоит понимать, что и в метро могут происходить аварии, и лучше знать как себя вести в подобных ситуациях. Например, не зря по громкой связи людей просят держаться за поручни эскалаторов. 15 апреля 2012 года в вестибюле «Комсомольской» резко остановился эскалатор, в результате чего люди стали падать вниз, пострадали 9 человек.

 
В тоннеле метро

Поломки поездов, задымления в тоннелях и теракты происходят, к сожалению, регулярно — тут важно следовать инструкциям машиниста и желательно не трогать в тоннеле провода или контактный рельс, по правилам в момент эвакуации людей он должен быть обесточен, но случиться, как известно, может всякое.

Трагедия, подобная той, что случилась в 1982 году на «Авиамоторной» вряд ли повторится. Тогда ЧП произошло из-за страшной спешки перед запуском Калининской линии, которую хотели открыть к Олимпиаде. В какой-то момент у эскалатора отказали все тормоза и он под весом пассажиров в начале вечернего часа пик начал набирать скорость, в результате чего на нижней площадке образовалась давка, в которой погибли 8 человек. Отсутствие информации в прессе породило множество слухов о том, что люди проваливались под эскалатор, где их перемалывало огромными шестеренками. На самом деле стоит помнить, что все шестеренки находятся под верхней площадкой эскалатора, а внизу — лишь идущая вверх лента эскалатора и бетонный пол. После происшествия на «Авиамоторной» балюстрады эскалаторов укрепили и теперь в случае опасности можно достаточно легко перепрыгнуть на соседний эскалатор.

Человек, который помнит об этих и некоторых других простых правилах, может смело рассчитывать на то, что даже в случае ЧП в метро, с ним ничего страшного не произойдет.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).