будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Страна

Права человека - мировая смена караула

58-летняя Мэри Робертсон, бывший президент Ирландии, пользуется большим авторитетом среди правозащитников. Она имеет репутацию одного из самых решительных и не склонных к компромиссам ооновских чиновников. При ней тема борьбы за права человека стала играть видную роль в деятельности ООН. 8 сентября она дала интервью агентству Associated Press, которое многое прояснило в обстоятельствах ее ухода.

Как рассказала сама М.Робертсон, она выразила готовность остаться на посту Верховного комиссара ООН по правам человека на новый четырехлетний срок вплоть до 2005 года, однако ее предложение было отвергнуто. Причиной стало то, что она возбудила недовольство ведущих держав - членов Совета Безопасности ООН.

Соединенные Штаты недовольны ее критикой операции в Афганистане, предметом которой стало обращение с пленными талибами и нежелание США подчиняться юрисдикции Международного уголовного суда, а также той критикой, которую она обрушила на Израиль за нарушения прав человека, допущенные в ходе борьбы с палестинцами. Россия настроена против госпожи Робертсон в силу ее жесткой позиции относительно нарушений прав человека в Чечне. Китай - в силу ее выступлений против его политики в Тибете и в отношении мусульман-уйгуров. Добавим сюда также ее выступления против смертной казни и многие другие высказывания, которые делали пребывание представителей многих держав в зале заседаний Генеральной Ассамблеи ООН весьма неуютным.

В преддверии своего скорого ухода М.Робертсон позволила себе быть совершенно откровенной, говоря в интервью Associated Press о том, что больше всего беспокоит ее в современной политике.

"Проблема в том, - сказала она, - что это слово на букву Т ("терроризм") сейчас стало употребляться буквально на каждом шагу. Этим словом оправдывается все, что угодно".

М.Робертсон выразила надежду, что страны-члены ООН вновь вернут вопросам прав человека подобающее место в повестке дня, которое они утратили после 11 сентября. "Мир нуждается в лидерстве в области прав человека, - продолжала она, - и США могли бы быть таким лидером, однако этого, к сожалению, не происходит". Более того, по ее словам, администрация Буша задает тон правительствам других стран, позволяя им ссылаться на пример США и утверждать, что в эпоху после 11 сентября стандарты прав человека претерпели изменения. Лозунгом самой М. Робертсон стало "Стандарты прав человека неизменны!"

Такая жесткость в отстаивании фундаментальных ценностей и стала причиной заката ооновской карьеры М.Робертсон. 58-я сессия Комиссии ООН по правам человека, прошедшая в Женеве в марте нынешнего года, показала, что влиятельные державы не желают слышать от Верховного комиссара ООН самостоятельных оценок=их политики , которые они воспринимают как вмешательство в свои дела. Представленный на сессии доклад Верховного комиссариата, посвященный теме нарушений прав человека в ходе борьбы с терроризмом, вызвал раздражения стран, входящих в антитеррористическую коалицию. Общую позицию озвучил представитель России, заявивший, что впредь они желали бы рассматривать не тематические доклады, а более сухие отчеты о деятельности Верховного комиссариата в области оказания технической поддержки в рамках конкретных программ и относительно расходования финансовых средств.

Попытка М.Робертсон придать Верховному комиссариату ООН значение мирового арбитра в области прав человека встретила жесткое сопротивление - особенно со стороны США как страны, политические интересы которой это затрагивало в наибольшей степени. Сигналом опасности для США стало то, что в этом году им не удалось войти в состав Комиссии по правам человека - более мелкие страны, видимо, вдохновленные бесстрашием М.Робертсон, решили, что настал их час диктовать свою волю и забаллотировали монстра мировой политики. С такой ситуацией США не могли смириться, и бунт был подавлен путем устранения его лидера - самой госпожи Верховного комиссара.

Однако Мэри Робертсон, покинув пост в ООН, не намерена прекращать свою общественную деятельность. Она сообщила агентству, что намерена и впредь бороться за "более этичную глобализацию и более справедливый мир" и использовать свои связи и авторитет в университетской среде и среди благотворительных фондов для того, чтобы способствовать продвижению ценностей прав человека в развивающихся странах.

Характерен этот акцент, сделанный именно на структурах неправительственного сектора, на которые М.Робертсон теперь возлагает свои надежды. Опыт общения с политиками убедил ее в том, что ценности прав человека чужды им, поскольку противоречат их повседневным стремлениям.

По-видимому, теперь гражданскому обществу как в прежние времена предстоит нести на себе основное бремя борьбы за соблюдение прав человека, иногда конфликтуя при этом с собственными правительствами. В этом смысле уход М.Робертсон представляет собой явный откат назад в мировом прогрессе в области защиты прав человека. Видимо, нескоро бескомпромиссные высказывания, подобные тем, которые она позволяла себе, снова зазвучат со столь высоких международных трибун. Во всяком случае, европейские структуры демонстрируют гораздо более высокую степень политизации, а значит и значительную гибкость в вопросах прав человека. В итоге то, к каким результатам для дела защиты прав человека может привести эта ситуация, зависит от степени влиятельности и независимости гражданских организаций и неправительственного сектора в целом.

Преемником Робертсон на посту Верховного комиссара ООН по правам человека станет 54-летний бразильский дипломат, доктор философии и социологии, Сержио Виейра де Меллу. Кроме него не нашлось ни одного кандидата, который мог бы претендовать на то, чтобы сменить такого яркого деятеля как М.Робертсон. Его имя всплыло после того, как в январе 2002 года госпожа Верховный комиссар ООН подвергла разгромной критике практику содержания пленных талибов и членов "Аль-Каэды" в клетках на американской базе Гуантанамо. Фактически Виейра де Меллу является ставленником США и Великобритании, которые заявили о поддержке его кандидатуры, и 30 июля Генеральная Ассамблея ООН утвердила его назначение на пост Верховного комиссара.

В интервью Associated Press Мэри Робертсон дипломатично отозвалась о своем преемнике как человеке способном и опытном. Тем не менее правозащитники считают его недостаточно готовым к выполнению возложенной на него миссии, и в этой оценке явственно читается осознание неадекватности замены. Виейра де Меллу действительно опытен в том смысле, что отлично знаком с ооновской кухней. Он проработал в структурах ООН практически всю жизнь - с 1969 года. Возглавлял временную администрацию ООН в Восточном Тиморе - бывшей португальской колонии, оккупированной Индонезией, лавируя в тяжелых условиях крошечной нищей страны, где недавно еще полыхал кровопролитный конфликт. В 1996 году был назначен заместителем Верховного комиссара по беженцам, а в 1998 году - заместителем Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам. Но напрямую правами человека ему не доводилось заниматься. Это заставляет предполагать, что от него ожидается более компромиссная политика, чем от его непримиримой предшественницы, а значит тенденция ООН в отношении прав человека все-таки претерпит те изменения, против которых так страстно, но безнадежно до последнего борется Мэри Робертсон.

Очевидно, это понимает и она сама, и поэтому в качестве напутствия своему преемнику не без горечи приводит фразу одного из ирландских поэтов: "Если ты приобрел слишком большую популярность, выполняя свою работу, это может означать, что ты выполняешь эту работу не так уж хорошо".

Отчасти ситуация с назначением Сержио Виейра де Меллу на пост Верховного комиссара ООН по правам человека напоминает назначение Абдул-Хакима Султыгова на пост спецпредставителя президента РФ по вопросам соблюдения прав человека в Чечне, также выбранного из числа деятелей, искушенных в кабинетной политике, но не столь уж ангажированных собственно правозащитной тематикой. Таким образом должность спецпредставителя по правам человека из преимущественно правозащитной стала преимущественно политической, и функцией Султыгова является не столько защита чьих-то прав, сколько обеспечение со своей стороны процесса умиротворения Чечни в той его форме, которая избрана Москвой, независимо от тех издержек, которыми он сопровождается.

Вынужденный уход Мэри Робертсон с поста Верховного комиссара ООН по правам человека под давлением стран, которые активно используют антитеррористическую риторику для прикрытия совершаемых ими нарушений прав человека, знаменует не только падение морального авторитета Организации Объединенных Наций (этот процесс заметен уже на протяжении ряда лет), но и очередную победу весьма опасной тенденции, охватившей мир после 11 сентября 2001 года. Это тенденция подчинять требования норм права (как прав человека, так и международного или национального права) соображениям сиюминутной политической выгоды, конъюнктурным требованиям момента. Напомним, что "Общество.Ру" уже останавливалось на этом применительно к USA PATRIOT Act - принятому после 11 сентября в США закону, допускающему многочисленные нарушения приватности и прав человека под лозунгом борьбы с терроризмом.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).