Здание правительства Карачаево-Черкесии оцеплено нарядами милиции и ОМОН. Усилен пропускной режим в здание правительства. Меры повышенной безопасности приняты в связи с запланированным на сегодня санкционированным пикетом родственников семерых жителей Черкесска, которые были убиты 11 октября на даче Али Каитова — зятя президента республики. В город прибыли журналисты центральных и региональных СМИ, которые находятся в кабинете президента Мустафы Батдыева.
Кроме того, как сообщил сегодня Батдыев, в Карачаево-Черкесию дополнительно направлены 500 военнослужащих внутренних войск. Президент утверждает, что это делается для того, чтобы предотвратить возможные теракты, которые могут организовать в Карачаево-Черкесии боевики из Чечни.
На сегодня также запланировано рассмотрение в суде заявления прокурора города Черкесска Галины Станкевич о признании незаконным проведения 19-26 ноября пикета в столице Карачаево-Черкесии. Как говорят в прокуратуре города, цель организаторов акции — привлечь внимание общественности к ходу расследования, а это незаконно, потому что пикет можно проводить, только чтобы выразить свое мнение.
Кроме того, как заявила Галина Станкевич, уведомление о проведении пикета «подписали те же люди, которым давалось разрешение на проведение пикета 9 ноября», — как известно, дело закончилось штурмом Дома правительства. Наконец, считает городской прокурор, требование пикетчиков предоставить отчеты о ходе расследования можно расценить как попытку повлиять на следствие. Мэрия Черкесска, в свою очередь, не видит законных оснований, чтобы запрещать пикет.
Напомним, 9 ноября, после того как были обнаружены тела семерых убитых, у здания правительства собрались около пяти тысяч человек, которые требовали наказать виновных. Около 400 человек, взломав двери, ворвалась в здание Дома правительства, они устроили погром и захватили кабинет президента Мустафы Батдыева. В ситуацию пришлось вмешаться полпреду президента в ЮФО Дмитрию Козаку. Батдыев заявил о готовности уйти в отставку, однако Козак назвал это «неконструктивным».
Это был уже второй захват Дома правительства после массового убийства на даче президентского зятя. В первый раз родственники убитых захватывали здание в конце октября, тогда также пришлось вмешиваться Козаку. После этого дело и получило широкую огласку.
Сейчас Мустафа Батдыев грозит неприятностями участникам штурма Дома правительства 9 ноября. Выступая 17 ноября по республиканскому телевидению, Батдыев заявил, что беспорядки нанесли крупный ущерб экономике республики: помешали ему отправиться в Минфин России и обсудить участие республики в федеральных инвестиционных программах и стали причиной утраты всех документов по инвестиционным проектам. «Никто из организаторов погрома от ответственности не уйдет», — сказал он.
У родственников убитых молодых людей и у участников штурма неприятности уже начались. Садык Хаппаев и Осман Байчоров, потерявшие на даче Али Каитова сыновей, рассказали «Коммерсанту» о том, что их уже вызывали в прокуратуру — в рамках дела о погроме в Доме правительства. Осман Байчоров также рассказал, что сейчас участковые свозят в прокуратуру КЧР из разных районов республики однофамильцев и родственников участников штурма. По мнению Османа Байчорова, допросы людей, не знающих ничего о расследуемых событиях, преследуют единственную цель — запугать их, чтобы те не приняли участия в траурных мероприятиях, намеченных на 26 ноября. Как сообщили газете родственники погибших, неприятности начались и у тех из них, кто занимается бизнесом. Так, по неофициальным данным, УБЭП МВД начало проверку расположенной в Карачаево-Черкесии сети АЗС «Роснефти» — якобы только на том основании, что представительство компании в республике возглавляет дядя одного из убитых.
Между тем расследование массового убийства на даче зятя президента республики продолжается. Начальник оперативно-следственной бригады Генпрокуратуры Борис Карнаухов заявил, что все 15 обвиняемых, арестованных по обвинению в причастности к убийству Расула Богатырева и его друзей, предстанут перед судом. Среди обвиняемых — сотрудники милиции и гражданские лица. Карнаухов сказал «Российской газете», что «уже собраны неопровержимые доказательства того, кем и по каким мотивам совершено это взбудоражившее республику преступление». Впрочем, расследование все равно завершится еще не скоро. Во-первых, еще не завершена генетическая экспертиза останков убитых. Во-вторых, следователям и криминалистам-экспертам «предстоит еще выполнить обширный объем работы по установлению персональной вины каждого арестованного. Только тогда, когда будет собрана вся обвинительная база, дело будет передано в суд».
Депутат Народного собрания Карачаево-Черкесии Расул Богатырев, а также Магомед Байчоров, Роберт Герюгов, Шамиль Кубанов, Магомед Узденов, Руслан Узденов и Замир Хапаев были убиты в ночь на 11 октября. Все они были акционерами завода «Кавказцемент». Убийство было совершено на даче зятя президента Карачаево-Черкесии, председателя совета директоров «Кавказцемента» Али Каитова. Предположительно, причиной преступления стал спор о собственности акций предприятия.
Сегодня стало известно, что прокурор Карачаево-Черкесии Владимир Ганночка подал заявление об отставке и оно рассматривается в Генеральной прокуратуре РФ. Причина отставки пока неизвестно. Президент республики Мустафа Батдыев, отказался комментровать этот факт, а сам Ганночка сказал, что решение об отставке он принял без какого-либо давления со стороны.
Кремль не спешил давать оценку происходящему в Карачаево-Черкесии. Владимир Путин впервые высказался по этому поводу только вчера, в интервью российским телеканалам. По его словам, в республике наблюдается кризис власти, «замешанный на криминальных событиях». «Этот криминал связан с переделом собственности. Я вспоминаю события 99-го года, когда был председателем правительства. Тогда прошли выборы президента именно этой республики — Карачаево-Черкесии. К сожалению, во многих наших субъектах федерации, особенно в национальных республиках, до сих пор выборы часто идут по этническому принципу. Избирают человека не только по личным и деловым качествам. И когда мы говорим, а вот в наших условиях функционируют, не функционируют, — неэффективно функционируют. Потому что у нас нет развитого гражданского общества, к сожалению, до сих пор, и нет реально функционирующей многопартийной системы, где все этнические, экономические, религиозные отношения "перемалывались“ бы в одном котле и "переплавлялись“ бы в одном котле», — сказал президент.