будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Страна
Пастухов Владимир

Правительство уходит в тень

Правительство уходит в тень
pastuhov_288_216.288x216_q85
Владимир Пастухов. Фото Алисы Андреевой

Когда объявили состав нового правительства, я поймал себя на мысли, что мне это любопытно, но не более того. Сенсации не вышло, потому что до правительства уже никому нет дела. Мало кто верит в то, что от него что-то зависит в современной России. Общий настрой сводится к знакомому со школьных лет: «А вы, друзья, как ни садитесь...»

Подсознательно люди чувствуют, что судьба России определяется сегодня теми глубинными политическими течениями, повлиять на которые правительство, да и власть в целом, в любом его составе уже не состоянии. Эта тема актуальна для узкого круга «допущенных к столу» чиновников, олигархов, лоббистов, политтехнологов и их многочисленной клиентелы, но не для широких слоев общества, для которых Дворкович, если чем и отличается от Суркова, то лишь конституцией.

Обсуждать персоналии, с моей точки зрения, бесполезно. Есть смысл обсуждать общую ситуацию. Мы имеем дело с «нисходящим» правительством, с правительством, роль которого будет неуклонно снижаться – причем, в обозримой перспективе. При этом не будет происходить ожидаемого многими компенсаторного усиления какого-то другого органа, например, Администрации Президента. Авторитет правительства будет падать одновременно с падением авторитета всех других властных институтов. Это будет системный кризис, и

если что-то и будет усиливаться, то только всеобщий хаос и энтропия.

Это правительство является теневым, в том смысле, что оно обречено пребывать в тени Администрации Президента, куда перетечет значительная часть близкой к Путину чиновничьей камарильи, и где будут активно формироваться параллельные органы власти. Однако возвращения к временам Фрадкова или Зубкова не произойдет. Будет гораздо хуже. Потому что амбиции не позволят этому правительству смириться со своей технической ролью, оно будет постоянно «петушиться», нагнетать атмосферу, демонстрировать то, чем на самом деле не является. То есть бардак только возрастет.

Но и это еще не все. У этого правительства, скорее всего, появится еще один дублер, помимо президентской администрации, – настоящее «теневое правительство» (не путать с «открытым правительством», которое является не более чем обновленной версией исчерпавшей и дискредитировавшей себя Общественной палаты). Не исключено, что рядом с Путиным и Медведевым появится этакий «коллективный Распутин» - неформальный штаб формально отставленных членов «кооператива Озеро», который представит свою собственную «программу развития России до 2020 года».

Ждать осталось недолго, но что-то подсказывает мне, что многие ключевые игроки команды Путина найдут себе место за рамками Администрации Президента, окончательно превратившись в «сетевое силовое сообщество». «Политические тяжеловесы» оставят должности советников и помощников многочисленным второстепенным «бывшим членам бывшего правительства», чтобы те смогли продолжить выяснять отношения со своими преемниками, а сами потянутся ближе к «финансовым сосцам».

Дистанцирование «друзей Путина» от власти было рискованным в 2008 году, потому что наверху пирамиды власти находился все же не сам Путин. Медведева надо было окружить «санитарным кордоном» соглядатаев. Теперь в этом нет необходимости, Путин, находясь наверху, может единолично контролировать ситуацию и прикрывать своих людей. Поэтому они могут позволить себе отойти в тень, ничем особенно не рискуя. Более того, с моей точки зрения, будет большой глупостью с их стороны, если они этого не сделают и продолжат мозолить раздраженным людям глаза. Им теперь не нужны, по большому счету, громкие должности и тяжелые портфели. Путин – это их гарант, и вполне достаточно иметь к нему постоянный неформальный доступ.

Таким образом, в теории

мы можем очень скоро получить три организационно оформленных центра силы вместо двух: президентскую администрацию, собственно правительство и теневой кабинет.

И каждый из них будет тянуть одеяло власти на себя. Тендем, который иногда критиковали как неэффективную форму управления, покажется раем. В этом новом властном треугольнике сам черт ногу сломит, а процесс принятия решений будет замутнен настолько, что их перестанут принимать вовсе.

Комбинация «Путин наверху – Медведев снизу» окажется, в конечном счете, еще более неработоспособной, чем первоначальная «Медведев наверху – Путин снизу». Нынешняя ситуация является высшей и последней стадией развития тандема, стадией, на которой неизбежно его загнивание. Это закончится либо распадом тандема, либо революцией, либо и тем, и другим одновременно.

Всякое усложнение схемы управления в сегодняшних условиях – это огромный риск. Политическая конструкция выстроена ныне на хрупкой личной договоренности двух людей, которые разыгрывают спектакль о небывалой мужской дружбе в политике. Боюсь, что, рано или поздно, придет кризис, и природа возьмет свое...

Пастухов Владимир
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).