будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Генпрокуратура
Июль 14, 2025
Страна
Шклярук Мария

Право для прокурора

Право для прокурора
29575
Сабир Кехлеров. Фото: Дмитрий Норов. "Право.ру"

В новости о том, что заместитель генерального прокурора РФ Сабир Кехлеров считает необходимым наделить прокуроров правом самостоятельно прекращать поступающие к ним уголовные дела, есть три темы. Неплохо бы понять, что он имел в виду.

Прекращение без доказательств

Исходя из цитаты («Бывают случаи, когда очевидно, что нет доказательств и дело надо прекращать, но таких полномочий у прокуратуры нет»), прокуроры ратуют за право прекращать уголовное дело в отношении конкретного обвиняемого, если в деле нет достаточных доказательств. Но прокуроры не просто так являются представителями государственного обвинения. Они и сейчас решают – достаточно ли собрано в уголовном деле (следствием или дознанием) доказательств для направления в суд. Проще говоря – изучив в течение 10 дней уголовное дело, прокурор или дает свое согласие на обвинение лица в суде, или нет.

Когда доказательств мало, прокурор не утверждает обвинительное заключение и возвращает дело следователю. Не удастся собрать новые доказательства — прокурор не даст свое согласие — и следователям придется такое уголовное дело прекратить.

Если бы прокуроры на самом деле были всерьез заинтересованы в том, чтобы не пропускать дела в суд без доказательств, количество лиц «реабилитированных» на следствии было бы больше. А пока порядок примерно такой – прокуроры возвращают для дополнительного расследования следователям МВД и СК около 20 000 уголовных дел в год (из примерно полумиллиона поступивших), из которых чуть меньше 2000 прекращается и только около полутысячи – в связи с отсутствием состава, еще около тысячи приостанавливаются. Остальные рано или поздно все-таки попадают в суд. Поэтому проблема, наверное, не в этом.

Мировой опыт знает много вариантов, в которых представители государственного обвинения наделены правом прекращать уголовное преследование – как в случае недостаточности доказательств, так и в случае возможности избрать «легкое» наказание (например, в Германии прокуратура может предложить прекращение дела до суда в обмен на уплату штрафа). Однако все эти полномочия тесно связаны с ролью прокурора как руководителя предварительного расследования. У нас прокурор от следствия юридически все больше отделяется, так что сами по себе отдельные полномочия прекращать дела «за недостаточностью доказательств» при их поступлении с обвинительным заключением выглядят чуждыми – не слишком ясно, чем оно сильно будет отличаться от современного положения.

Акт правосудия

УПК РФ закрепляет принцип осуществления правосудия только судом. Это значит, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Также подсудимый не может быть лишен права на рассмотрения его дела судом по подсудности. Если прекращать уголовное дело из-за недостаточности доказательств – это, по сути, сопоставимо с оправданием: обвиняемый будет считаться «реабилитированным» и иметь право на компенсацию за то, что был подвергнут уголовному преследованию. В такой трактовке это не противоречит принципу осуществления правосудия только судом – ведь человек будет признан невиновным. Однако есть еще прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Нереабилитирующее завершение

Статистика, приведенная в новости РИАН, именно об этом: ежегодное прекращение в суде по 200-220 тысяч уголовных дел на основании главы 11 УК РФ ("Освобождение от уголовной ответственности", включающей раскаяние, примирение сторон и истечение сроков давности привлечения к ответственности) — это принятие решения (постановления, не приговора) о том, что подсудимый совершил преступление, но его можно не подвергать наказанию – потому что он примирился с потерпевшим или уже истек срок давности.

Ключевым является то, что факт совершения преступления признается доказанным. В случае если подсудимый не соглашается на прекращение уголовного дела по сроку давности – суд вынесет приговор, где признает человека виновным, но от наказания освободит. Но в биографии лица в любом случае останутся сведения о привлечении к уголовной ответственности – со всеми «неформальными» последствиями для него и родственников.

Должны ли быть такие полномочия у прокуроров? В принципе – если на это по-прежнему будет необходимо согласие заинтересованных лиц – это не изменит ничего для обвиняемых и потерпевших, и действительно снизит нагрузку на суды. С другой стороны, в связи с примирением сторон и по истечению срока давности можно прекращать дела в период предварительного следствия и сейчас (и надо полагать, часть дел после «доследов» прокуроров так и прекращаются – в том числе там, где доказательств для судебного рассмотрения показалось маловато, но на прекращении «в чистую» прокурор не настоял). Но делают это очень редко. Во-первых, потому что следствию нужен показатель «направлено дел в суд» и он измеряется в процентах от числа оконченных дел. Любое прекращенное дело его портит. Во-вторых, легальным основанием / оправданием того, что «не надо на следствии прекращать дела» обычно называют именно то, что человек признается по сути виновным в преступлении, а это – прерогатива суда. Тем более, что суд может и не усмотреть оснований для прекращения - это право, а не обязанность суда.

Итого

Вот и получается, что такая инициатива порождает больше вопросов. Основной из которых – хорошо, это разгрузит суд, но что изменит в досудебной стадии? Если это шаг к тому, чтобы менять досудебное расследование, тогда начинать надо с дискуссии о роли прокурора и следователя в современной системе уголовного процесса, а не с отдельного полномочия прокурора.

Хотя в целом – подчеркну – расширение прав государства на «недоведение» до суда уголовного преследования - это вполне известный мировой тренд. Но – тогда уж, наверное, надо начать с того, чтобы дать прокурорам в любой момент следствия право прекращать уголовное преследование в связи с отсутствием состава преступления. Дальше можно будет посмотреть, возрастет ли значимо число лиц, реабилитированных до суда. Зная устойчивость системы к изменениям и то, что практики работы давно сложились, ожидать изменений для массовых дел даже в таком случае не приходится.

Шклярук Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).