будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Иосиф Сталин русская политейя
Июль 10, 2025
Страна
Чистяков Глеб

Православная сталиниана

Православная сталиниана
pravoslavn-stalinizm-02
Фото: forums.yabloko.ru

Под церковной сенью

Строительство «православной» харизмы вокруг  вождя народов началось не сегодня и не вчера.  Фактически, начиная с 1943 года, когда руководство страны приняло решение изменить политику по отношения к церкви с репрессивной на управленческую, в выступлениях церковных иерархов Сталин стал получать все более светлые и лестные черты. В течение 10 лет, с 1943 по 1953, наблюдался звездопад церковных панегириков в адрес «богодарованного», «возлюбленного», «великого» вождя, «которого Промысел Божий избрал и поставил вести наше Отечество по пути благоденствия и славы».

После кончины Сталина Московская Патриархия не только выразила соболезнования по поводу «упразднения великой нравственной силы», но и молилась «горячей молитвой… оплакивая его уход от нас, провожая его в последний путь, «в путь всея земли»». В журнале Московской Патриархии опубликованы трогательные фотографии, на которых церковные иерархи стоят в почетном карауле у гроба главы советского государства.

Провозвестником православного сталинизма часто называют о. Дмитрия Дудко, который призывал к «единению белого и красного начал», рассматривал героев Великой Отечественной войны, таких, как Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Виктор Талалихин и многих других в качестве христианских мучеников, крестившиеся кровью на полях сражений и положивших жизнь «за други своя».

В среде ныне действующих духовных лиц есть определенное число исповедующих в той или иной степени и форме «православный сталинизм». К таковым часто причисляют бывшего духовника Боголюбского монастыря архимандрита, «старца» о. Петра (Кучера). Религиозно-идеологические взгляды архимандрита Петра и его окружения, а также многочисленных, в том числе и высокопоставленных, духовных чад, представляют собой сложный сплав радикального православно-синодального консерватизма, николаевского монархизма, антиглобализма и патетического отношения к «достижениям советской эпохи» и лично к Сталину. В середине 90-х годов отец Петр даже активно агитировал за Зюганова, мотивируя это просьбой апостола Павла, указавшего ему на «раба Божия Геннадия».

Важную часть идеологии «низового православного сталинизма» составляет традиционный миф о добром и благочестивом царе. Целый корпус легенд, рожденных спустя многие годы после кончины Сталина, питает квазирелигиозные и эсхатологические настроения в маргинальных группах верующих. Среди наиболее популярных – легенда о встрече Сталина и Матроны Московской, легенда о тайном монашестве и даже епископстве Сталина. Сюда нужно отнести ряд легенд из серии книг и брошюр типа «Православные чудеса в XX веке», повествующих о якобы состоявшихся благословениях Сталина на молебны перед решающими сражениями Великой Отечественной, о крестных ходах, об чудотворных иконах, на самолетах обносимых вокруг осажденных немцами городов, о небесных ликах Богородицы, заградивших советские войска от снарядов и пуль.  Сравнительно новый и оригинальный миф связан с событиями вокруг расстрелов польских офицеров в Катыни и Медном. Оказывается, приказав расстрелять поляков, Сталин таким образом не только отомстил за гибель 32 тысяч красноармейцев, плененных в 1920 году, но также за надругательство над православными святынями и духовенством в ходе русско-польских войн и особенно – в период Смутного времени. Немало рассказов и преданий посвящено Божьим карам  на нечестивых участников выноса тела Сталина из мавзолея.

Эти предания сплетают ставшее уже едва ли не каноническим (с разными вариациями) житие Сталина. Основная его канва сводится к тому, что родившийся в благочестивой семье, после учебы в семинарии он вступил на путь христианского совершенствования и был предизбран Богом для очищения Руси.  После  февральской и октябрьской революции, когда народ предал царя,  а к власти пришли «жидо-большевики», Господь «хранил и вел» Сталина. В 30-е годы Сталин стал планомерно уничтожать «масонов» - Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина, стал «бичом Божиим» для всех «поборников уничтожения Русского Народа». Когда те были уничтожены, в 1943 году Сталин раскрыл свое истинное православное лицо: даровал церкви свободу и благоденствие.

Изборские мудрецы

«Красная вера в годы войны превратилась в мистическую духовность», «Церковь готова праздновать красную Победу 1945 года как религиозный праздник», «возможно через 20 – 30 лет Московская Патриархия придет к возможности прославления Сталина в лике святых», - вот лишь некоторые высказывания председателя Изборского клуба Александра Проханова.  На заседании Изборского клуба, этого крупнейшего на данный момент форума патриотических антилиберальных сил, очень часто говорится о фигуре Сталина. Из тесных коридоров редакции газеты «Завтра» подобные эпатирующие заявления уже несколько лет назад переселились на площадки авторитетных политологических форумов и голубые экраны телевизоров.

Величайший святой ХХ века

Впрочем, к взглядам Александра Проханова нужно относится с определенной долей иронии, как к взглядам талантливого писателя, для которого яркий выразительный образ важнее исторической правды. Однако, создавая свой утопический концепт «сталинской империи навсегда», Проханов смог уловить точные интонации, которые отозвались не только в душах разуверившихся во всем сограждан, но и в кремлевских покоях.

На православный сталинизм Проханова оказали большое влияние история его семьи. Сам Александр Андреевич признался, что еще в 60-е годы, после окончания МАИ, был типичным шестидесятником-антисталинистом, классическим советским инженером. Однако корни дали о себе знать. Брат его деда, известный деятель евангелических христиан начала XX века И. С. Проханов, являлся не только автором популярных до сих пор у отечественных протестантов сборников духовных песнопений, таких как "Новая арфа", "Новые напевы", "Песни христианина", "Тимпаны", "Кимвалы" (в народе их называют «Псалмы Проханова»), но и идеологом христианского социализма. После Октябрьской революции Иван Проханов призвал к активному сотрудничеству с новой властью и откликнулся на тактический лозунг Наркомзема к «Сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей», обещавший не только религиозные права и свободы, но и землю для организации сельскохозяйственных общин. Прохановские и прочие коммуны просуществовали в СССР до конца 20-х годов, после чего были распущены, а их руководители репрессированы.

Идеи христианского социализма, рудименты эсхатологической экзальтации и мистицизма русских сектантов, отразились косвенно и в концепции Проханова. Но сегодня они заражают не только, и даже не столько собственно сектантские группы внутри Русской Православной Церкви, сколько официозные патриотические объединения, такие как международное евразийское движение А. Дугина и  формирующуюся на основе движения «Суть времен» протопартию Кургиняна. Заместитель Дугина, Валерий Коровин неоднократно выражал взгляды, что СССР, советский проект был стремлением к построению царства Божьего на земле, апологетам которого был не только Сталин, но и даже Ленин. По мнению евразийцев, коммунизм в советской версии был эсхатологическим проектом «конца истории», когда общество, отказываясь от противоречий, застыло в подлинной гармонии. Коровин прямо говорит, что советский имперский проект был призван ко спасению не только русского народа, но и «всех других народов примкнувших к нему».

Сталин – наша мудрость и полет

Православный сталинизм

Несмотря на свои пугающие черты, политическая, художественная и агиологичская сталиниана нашего времени не является признаком какой-то глубинной духовной болезни. С точки зрения управленческих технологий - это качественный симулякр, возможность для власти обрести новую точку опоры, созвучную чаяниям широких народных масс. Население, голосующее за Сталина в социологических опросах, само выбрало нового «героя времени» и подсказало политтехнологам путь поиска «национальной идеи». Вспомним, как в андроповские времена в День Победы уже начинали транслировать по радио речи Сталина, а среди водителей грузовиков молниеносно распространилась мода помещать фото вождя на лобовых стеклах. Сегодня методики стали более разнообразными и утонченными.

Православный сталинизм никогда не станет мэйнстримом российской политики – не поймут ни западные партнеры, ни большая часть самих православных, которые чтят память новомученников и знают, что по числу замученных христиан со Сталиным может сравниться разве что римский император Диоклетиан (который тоже удалился от власти сажать капусту, и многими за это весьма почитается).

Тем не менее, немалое число желающих рефлексировать над святостью вождя, писать ему иконы и  молебные песнопения всегда смогут найти  свое уютное гетто. С настоящей православной традицией это не имеет ничего общего, но входит в область верований и воззрений, которую религиоведы называют «народное православие». Это быстро формирующееся квази-религиозное сообщество, существующее в среде верующих, которое свои религиозные потребности удовлетворяет через практики послушания старцам, поездки на источники, поедание священной землицы и подобных им. Почитание Сталина в религиозном смысле относится именно к этой группе. Что же касается идеологической стороны, то отпечаток, оставленный им в русской истории, слишком глубок, чтобы скоро забыться.

Чистяков Глеб
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).