будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Страна

Праздник Смутного времени

Праздник Смутного времени
98_01

Государственное праздники — дело нешуточное. Завтра Дума лишает нас Дня Конституции и 7 ноября. Зато дарит новогодние каникулы и новый праздник — в ознаменование окончания Смутного времени. Причем, дата выбрана с ориентацией не на учебники истории, а на православный календарь, в котором 4 ноября — это “Празднование Казанской иконе Божией Матери и память избавления Москвы и России от поляков”.

Установление праздников — это наиболее заметная обывателю часть культурной работы государства, их идеологии. Идеологии не в обыденном, ругательном смысле, а по большому счету — в котором есть и историческая память, и общие для народа и страны смыслы. Там же вопросы о воспитании граждан на материале истории, о памятниках и памяти, о святынях и национальных ценностях. Деидеологизация — это по-русски обессмысливание.

Нынешние государственные нововведения по части праздников, как и многого другого, вызывают два типа вопросов. Первый — есть ли та самая содержательная идеологическая работа, которая в качестве одного из своих продуктов производит реформу праздников, и, если есть, в чем ее содержание. Второй — насколько технично, естественно для народных обычаев и уклада производится реформа.

По форме все последние нововведения удивительным образом напоминают друг друга — от “монетизации льгот” до “назначаемости губернаторов” и перехода на пропорциональную систему выборов. Везде — очевидные или почти очевидные указания на реально существующие проблемы. Действительно, праздновать годовщину Революции да еще под лицемерным названием странно, реформировать федерацию необходимо, а льготы давно путают государственную бухгалтерию и мешают развитию ряда “льготных” отраслей. Но при этом большинство этих инноваций объективно вызывает либо напряжение в обществе, либо недоумение, даже в тех случаях, когда в результате изменений государство даже как будто компенсирует гражданам ряд неудобств.

Причем, ропот и недоумение в результате непонимания смысла и содержания могут быть опаснее для власти в России, чем материальное недовольство населения. Потому что здесь мы имеем дело с представлениями о правде и справедливости. Власть не сумела или не захотела объяснить и обсудить с обществом смысл ни льготной реформы, ни реформы федерации, ни реформы праздников. Кажется, все-таки не сумела – по причине потери смысла.

Нет, ведь, ничего страшного для устоев общества и привычки к выпиванию в том, что незаметный День Конституции будет отменен. Но действие-то имеет смысл, и смысл в признании того, что наша Конституция не стала не то что священным, но и просто осмысленным текстом для нации, хотя и состоит из правильных слов. Но такие смыслы следует обсуждать. Значит ли это, что настоящий общественный консенсус потребует нового Основного Закона? Или что нам наплевать на законы, и это признается государством? А это уже напоминает то самое Смутное время.

И с 7 ноября ровно то же, что и с льготами — это наступление на привычки и уклад без объяснения причин. Да, можно, наверное, выпивать на три дня раньше и льготы получать деньгами, только расскажите зачем, иначе население будет против. Можно менять уклады жизни, но только когда цель объявлена и принимается народом.

С другой стороны, напряжение, которое создает государство своей невнятностью, породило в части социально активных граждан тотальную критику государства и его инноваций по антисоветскому типу, в смысле — мы катимся к тоталитаризму, а, значит, чем хуже государству, тем лучше “для нас”. Все это вместе неуклонно приближает нас к моральному состоянию позднего застоя с его распадом и разладом.

Но, кажется, прошедшие 20 лет нас должны были чему-то научить. Граждане, по крайней мере, могли бы различать случаи, когда государство сознательно совершает вещи, с которыми нельзя мириться, и случаи, когда само государство грязнет в замешательстве и невнятице. Тем более - те случаи, когда оно делает здравые вещи — типа проекта закона о недрах (с переходом на гражданско-правовые, договорные отношения в этой сфере) или улучшение миграционной ситуации с Украиной.

Нельзя мириться, что государство ничего не делает для уменьшения уровня насилия по отношению к своим гражданам (везде, но вопиющим образом — в Чечне), сворачивает политическую конкуренцию и свободное общественное обсуждение, делает ставку на репрессивную стилистику и не может уволить даже директора ФСБ после теракта и генпрокурора после антигосударственной провокации.

С другой стороны, власти часто попадают в важные проблемы. С административно-территоральным устройством и политическими режимами в субъектах федерации надо что-то делать, и это не наступление на свободу и демократию. Только непонятно, чем стране поможет “назначаемость губернаторов” в нынешнем виде. Партии и общественные институты нужно развивать, только непонятно, чем поможет пропорциональная система или топорная работа с общественными организациями. Нефтедоллары неплохо бы использовать на благо экономики, только непонятно, почему обязательно за счет стариков-льготников.

Критика и оппозиция власти должна быть гораздо жестче, но по теме. Гражданское общество может и должно быть содержательнее власти, а не просто кричать “волк, волк!” на каждое поползновение государства без разбора. Нельзя ставить крест на своей стране и опускаться до застойной советско-антисоветской риторики.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).