Побег арестанта из московского следственного изолятора №1, расположенного на улице Матросская тишина, живо напомнил не то криминальные сводки середины 90-х, не то и вовсе продукт американского кинематографа.
Подследственный Олег Топалов, уроженец города Сочи, которому недавно исполнилось 33 года, обвиняется по части 2 статьи 105 УК – убийство двух и более лиц, и части 3 статьи 222 УК РФ – незаконный оборот оружия. По некоторым данным, беглец якобы имеет психические отклонения, а в деле характеризуется как «неуравновешенный и склонный к побегу».
Преступник покинул камеру ночью или ранним утром. Исчезновение арестанта охрана заметила в 5:15 утра. Представитель Федеральной службы исполнения наказаний сообщил, что Топалов выбрался из камеры через вентиляцию, «расширив отверстие вентиляционной шахты». Предполагается, что он смог попасть на крышу режимного корпуса, а с крыши перебрался через основное ограждение и покинул территорию СИЗО.
«Совершивший побег арестант расширил отверстие вентиляционной шахты каким-то предметом, каким именно сейчас устанавливается. Через расширенное отверстие он вылез на крышу, через которую покинул учреждение», - заявил официальный представитель московского управления ФСИН Сергей Цыганков.
Вскоре в СМИ была опубликована информация о том, что, скорее всего, «отверстие в потолке» Топалов проделал ложкой, поскольку это был единственный доступный ему предмет, подходящий для этих целей.
Следственный комитет через несколько часов после инцидента сообщил, что побег произошел из-за «ненадлежащего исполнения должностными лицами следственного изолятора своих обязанностей», а также вследствие «недобросовестного или небрежного отношения сотрудников СИЗО к службе». СК возбудил уголовное дело по статье 293 УК – халатность. Охранников «Матросской тишины» и семерых сокамерников беглеца сейчас опрашивают следователи.
Сбежавший арестант Топалов и сам ранее был «подопечным» Следственного комитета, поскольку инкриминируемые ему деяния относятся к категории «особо тяжких». В прессе уже появились сведения о том, что Олег Топалов был задержан еще в 2011 году по обвинению в убийстве Юрия Звездочкина - владельца ростовской компании «Росвтормет», занимавшейся торговлей черными металлами. При нападении был убит и охранник предпринимателя.
Топалов, задержанный по подозрению в убийстве, якобы являлся членом банды Дмитрия Леснякова по прозвищу Лес. Эта банда выполняла преступные поручения мафиозного клана Аслана Усояна, застреленного в Москве три месяца назад. Следователи завершили сбор доказательств по делу Топалова в апреле 2013 года и направили дело в суд для рассмотрения по существу.
Вскоре после побега на сайтах правоохранительных ведомств появились фотографии и приметы подозреваемого: «русский, рост 171 см, волосы – темные, нос – средний, подбородок – выступающий, глаза – карие, телосложение – среднее, лицо – овальное, брови – дугообразные, губы – средние, уши – средние овальные, рот – средний». По заявлению руководства московского управления МВД, на поиски беглеца брошены лучшие силы столичной полиции.
Следственный изолятор №1 на улице Матросская тишина официально функционирует с 1946 года, хотя на этом месте с конца XVIII века существовал «смирительный дом для предерзостных», позже преобразованный в Московскую исправительную тюрьму.
По официальным данным за весь советский период отсюда не было совершено ни одного побега. Первый раз преступнику удалось покинуть территорию изолятора в 1995 году. Беглец – наемный убийца, участник курганской преступной группировки Александр Солоник – выбрался из камеры благодаря сообщнику из числа сотрудников СИЗО.
Сообщник выпустил подследственного из камеры, после чего они вместе перелезли через стену прогулочной площадки одного из корпусов с помощью заранее приготовленного альпинистского шнура. В прессе тогда появилась информация о том, что сотрудник, оказавший помощь убийце, был за несколько месяцев до этого специально «внедрен» в число работников СИЗО одним из преступных кланов. Александр Солоник скрылся, а через два года был найден убитым на территории Греции.
В сентябре 2003 и мае 2004 года из «Матросской тишины» сбежали двое арестантов – оба смогли разбить кирпичную кладку прогулочных двориков и перелезть через внешнее ограждение изолятора. Обоих беглецов нашли: первого через год, второго – через двое суток. Еще один эпизод произошел в марте 2003 года, но тогда арестанту не удалось покинуть территорию СИЗО – он спрятался в санпропускнике, где и был вскоре обнаружен.
Как сложится судьба нынешнего (пожалуй, самого ловкого из всех) арестанта – трудно предсказать. В свете предпринимаемых масштабных реформ российских правоохранительных органов и громких заявлениях о «новом имидже», такой дерзкий побег может быть воспринят высоким начальством как личное оскорбление. И тогда поимка подозреваемого может превратиться для МВД в «дело чести».