Ага. А ещё – ни рыба ни мясо. Почему-то это сегодня вспомнилось: «На лестнице толпятся предприниматели, они предпринимают, предпринимают предприимчиво, они знают что предпринять, у них предприятия, но что предпринять, раз она не любит меня?…»
Сегодня День российского предпринимательства, введённый Путиным в оборот в 2007-ом. Ещё вспомнился Закон о кооперации СССР 88-го года. Он, кстати, и есть предтеча этого праздника, ибо рождён также 26 мая. Так что можно сказать: новому российскому предпринимательству исполняется возраст Христа – скоро Голгофа. Шучу. Наверное шучу. Не решил.
Проблема в том, что за эти долгие или стремительные 33 года общество наше так и не определилось в собственном отношении к предпринимательству. Кто они – мироеды или пассионарии, двигающие мир и страну вперёд? Несомненно одно – Закон о кооперации 1988 года, вся последовавшая за ним история с рынком и диким капом есть не что иное, как инстинктивная операция значительной части полуразложившейся позднесоветской элиты по легализации собственных доходов и перераспределению в свою пользу ранее накопленных страной богатств.
Последняя сентенция про Чубайса и приватизацию. Вся предпринимательская история РФ последних лет, к сожалению, за редким исключением, – ярчайший гимн эгоизму и потребительству, растерзавший и обрекший на нищету огромный пласт тогда советского, а сейчас российского общества.
Государству давно следовало бы чётко классифицировать российский бизнес, отделив козлищ от агнцев. Нужно дать почти абсолютную волю малому предпринимательству. Пора оставить в покое бизнес с годовым оборотом менее 100 млн рублей. Это то, что уходит на содержание семей, хорошее образование детей, создание рабочих мест прежде всего у себя дома и двигает спрос. То, что облагораживает среду вокруг. И пора перекроить отношения с собственниками недр. «Справедливая Россия – За Правду» уж сколько раз и устами Прилепина, Миронова, Новичкова и Казакова говорит ясно: недра –народу. Что же это такое в контексте предпринимательства? А то, что такие как Дерипаска, Потанин, Алекперов, члены их семей и прочие – даже не стану сейчас спорить, талантливые они управленцы своих компаний или возможно найти лучших, но главное – они там управленцы. Пусть и крайне высокооплачиваемые. Ладно уж. Это же не Потанин, а государство создало, например, комбинат «Норникель», город Норильск и всю инфраструктуру. И только оно объективно обладает необходимыми ресурсами стратегического развития этой компании. Такая же история с алюминиевыми раскладами Олега Дерипаски и т.д.
Элита любой страны имеет отношение к бюджету. Делит его так или иначе. Крики о коррупции сегодня нужны не для решения проблемы коррупции, а чтобы кричащие получили шанс участвовать в ней. И, наверное, только цифровой рубль и новые процедуры закупок могли бы уменьшить влияние региональных кланов, их соучастие в распиле бюджетов. Вот вам и ответ, почему так робко мы движемся в этом направлении. Интересанты, их друзья и родственники пекутся о другом. Противоположном.
Вчера на пресс-конференции в ТАСС один из лидеров партии «Справедливая Россия – За Правду» Николай Стариков сказал следующее: «В настоящее время около 18 млн соотечественников находятся за чертой бедности, и ограничения, связанные с ковидной инфекцией, ведут к тому, что населения за чертой бедности становится всё больше. Есть потребность в определённых мерах. Мы предлагаем идею «Справедливого базового дохода». Это постоянная помощь со стороны государства гражданину по факту рождения».
Эта мысль – «...постоянная помощь со стороны государства гражданину по факту рождения» – и должна стать основной идеей российского предпринимательства, понимаете? Не мамона. Не прибыль. Не иждивенчество и безумный патернализм с перехлёстами, когда «жить на социалке и воровать по мелочи» выгодно, наблюдаемый сейчас в некоторых странах на Западе. А помощь себе, согражданам, стране – вместе становится лучше. С целью «избавления каждого члена общества от базального страха нищеты», – процитирую члена экспертного совета СРЗП Андрея Подойницына. Осознание предпринимательства как института движения страны вперёд, а не машинки, печатающей деньги любой ценой, – пожалуй, один из самых сложных вызовов, лежащих перед страной. Если такое гражданское общество нам удастся сформировать в результате непростой и долгой работы, значит дети наши будут действительно жить в лучшей стране, чем та прекрасная Родина, что уже есть у нас. И это вполне себе великая Цель.