будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Страна
Симкин Лев

Председательский уклон

Председательский уклон
simkin
Лев Симкин

Похоже, кандидаты в президенты, в отличие от так называемого интернет-сообщества, не слишком озабочены состоянием судебной системы – во всяком случае, в своих программах уделяют ему немного внимания. И все же небезынтересно узнать, что они на этот счет думают, особенно после того, как до судов дошла очередь в программных статьях кандидата номер один.

Путин предлагает расширить административное судопроизводство, наделить общественные объединения правом подавать судебные иски в защиту интересов своих участников, создать в системе «единую, открытую, доступную базу всех судебных решений», принятых судами общей юрисдикции, и, наконец, возродить «судебную» журналистику.

Это правильные меры, странно только то, что все они поданы под соусом решения проблемы «ярко выраженного обвинительного, карательного уклона в нашей судебной системе». Не вполне ясно, каким образом судьи благодаря им смогут избавиться от обвинительного уклона, то есть перестанут при рассмотрении уголовных дел безоговорочно принимать позицию обвинения, игнорируя доводы стороны защиты.

Тем не менее, важно уже то, что об этом сказано вслух. Не менее важно, правда, и то, о чем не сказано вовсе.

Ничего не сказано о другом уклоне, председательском, иными словами, о покорности судейской бюрократии, через которую судьям передаются от власть имущих руководящие указания.
Так было всегда, и при старом режиме тоже, когда судьи были независимы и подчинялись только райкому. Послушайте старых председателей, они расскажут, как к ним стекались звонки оттуда, а потом уже доходили (или не доходили, если председатель с характером) до судей, рассматривавших поставленные на контроль дела.

Согласно обширному социологическому исследованию, только что законченному в Санкт-Петербурге (Российские судьи как профессиональная группа),

в референтной группе, к которой прислушиваются судьи, выделяется фигура председателя.

Каждый четвертый из опрошенных служителей правосудия указал, что его мнение «очень важно».

Мнение же прокурора, как и адвоката, для них, напротив, мало что значит:

на соответствующий вопрос почти нет ответов не только «очень важно», но и просто «важно».

Социологи пришли к выводу, что «председатели судов, которые в российской судебной системе имеют значительное формальное и неформальное влияние, представляют собой группу, отличающуюся от остального судейского сообщества. Будучи профессионально социализированы еще в советское время и занимая позиции наставников, они, по-видимому, обеспечивают преемственность между современной и советской судебной системой».

К сказанному можно добавить то немаловажное обстоятельство, что судейский корпус у нас формируется во многом за счет секретарей судебных заседаний и помощников судей. Председатель суда часто остается в их сознании начальником, хотя для судьи, как известно, не может быть другого начальника, кроме закона.

Вот почему в юридическом сообществе так популярна идея отменить нынешний порядок назначения председателей судов президентом. Между прочим, эта идея нашла отражение в программе Михаила Прохорова. Там предлагается ввести выборность председателей судов общим голосованием судей соответствующих судов на 4 года без возможности повторного переизбрания, лишить их административно-властных полномочий в отношении судей.

Нельзя сказать, что прохоровская программа в судебной части глубоко продумана (скажем, в ней почему-то предлагается ликвидировать институт квалификационных коллегий, ввести практику прекращения полномочий судей региональными парламентами и некоторые другие странности), и все же надо отдать ее авторам должное - хотя бы что-то названо своими именами.

Что же касается программ других кандидатов в президенты, то там о судах сказано по одной короткой фразе, причем у Жириновского она касается Гаагского трибунала по Югославии, который тот хочет ликвидировать.

По Миронову главное требование перезревшей, на его взгляд, судебной реформы – это выборность судей. Зюганов тоже обещает восстановить их выборность, как это было при советской власти.

Вряд ли в короткой статье есть смысл обсуждать все преимущества и недостатки принципа выборности судей. Как показывает опыт, упования на выборы далеко не всегда оправдываются. В мире есть разные системы формирования суда, над этим вопросом надо думать, обсуждать его с умными людьми, не рубить с плеча.

Но, похоже, это никому вообще не интересно. У нас напрочь отсутствует традиция обращения к специалистам за диагнозом того, что происходит в сфере права и правоприменения, и, главное, за рецептом. Отсюда в обществе и нет понимания, какое лекарство - от чего, что принимать при легком недомогании, а что – при хроническом заболевании (боюсь, не лучше дело обстоит и в других сферах).

Давайте заглянем в историю болезни и вспомним, от чего пытались лечить судебную систему двадцать лет назад, когда принимали концепцию судебной реформы и вытекающие из нее законы. Чем тогда были недовольны демократически настроенные граждане? Расправой над диссидентами и в меньшей степени – судами над затаившимися предпринимателями. Что сделали? Убрали политические статьи из уголовного кодекса (антисоветская агитация и пропаганда, распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй), изъяли оттуда спекуляцию, Верховный суд СССР своим постановлением изменил судебную практику по делам о так называемых бескорыстных хищениях.

При всей неразберихе тех лет, в сознании тогдашнего креативного класса была хотя бы некоторая ясность, которой нынче не наблюдается.

Резолюция митинга 4 февраля на Болотной начиналась словами: «Немедленно освободить политзаключенных». Каких таких политзаключенных?


Общаясь в Ново-Огареве с политологами Путин сказал, что в России их нет вовсе. То ли продолжил традицию советских руководителей, на весь мир объявлявших ровно то же самое и называвших диссидентов обыкновенными уголовниками, то ли просто констатировал отсутствие в новом уголовном кодексе политических статей.

Если он имел в виду последнее, то разве с этим поспоришь?


Спорят, уверяют, что статья 282 (возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе) – политическая, и правильно осужденных по этой статье быть не может.
Может, так, а может, и не так, особенно относительно упомянутого в той же 282-й статье насилия или угрозы его применения. Но пусть сначала авторитетные люди выскажутся и придут к какому-то определенному выводу по этому поводу. Кстати, если он будет отрицательным, то и тогда будет иметь отношение не столько к судам, сколько к законодателю.

Другое дело – это те, кто осужден по политическим мотивам. Но наличие таких мотивов может свидетельствовать лишь об избирательности судопроизводства, но не о незаконности и необоснованности конкретного приговора. То же самое относится к осужденным «по экономическим мотивам (по заказу конкурентов, по рейдерским захватам и т.д.)». Этих, по мнению Ольги Романовой, «много, приблизительно 100 тыс. чел.» наряду с «неправосудно осужденными в связи с «палочной системой» (в основном по ст. 228 УК, наркотики) и в связи с безобразным уровнем грамотности судей и прокуроров (их около 200 тыс.)».

Не вполне понимаю, о ком в последнем случае идет речь. Цифры же поражают воображение, особенно если учесть, что в России всего примерно 650 тысяч заключенных. Ольга Романова это знает и ведет речь о «массовом пересмотре сфабрикованных и наспех шитыми белыми нитками уголовных дел».

Вот с этого места хотелось бы поподробнее. «Если правда оно ну хотя бы на треть, остается одно, только лечь помереть». Но все же хотелось бы иметь на этот счет еще одно мнение, авторитетное, экспертное, пусть ни для кого не обязательное, но хотя бы достаточное для формирования столь резких суждений (опыт общественного анализа дела Ходорковского-Лебедева имеется). И позвольте поинтересоваться, кто и каким образом, по каким законам будет заниматься массовым пересмотром дел?

Других способов, чем по суду, сказать, что кто-то осужден неверно, пока не придумано. Ответить на эти вопросы куда труднее, чем предлагать взять да всех судей заменить другими, независимыми и честными, –

эта безумная идея все больше овладевает революционными массами, - тогда-то, мол, новые судьи будут судить так, как хочется интернету.

Мы не обсуждаем всерьез ключевые проблемы судебной сферы, не ищем на них ответы. Я не хочу сказать, что как только придем к каким-то выводам, власть немедленно их услышит, но, по крайней мере, в сознании ее оппонентов выстроится некая система. Жаль, конечно, что программы кандидатов в президенты не дают почвы для дискуссии, но никто, кажется, в ней и не нуждается.

Симкин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).