будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Страна

Преемника у Путина не будет

Преемника у Путина не будет
98_01

Владимир Путин дал старт предвыборной кампании 2008 года. Но кто станет президентом – неизвестно. И дело не в том, что мы не знаем следующего хода в игре, а в том, что сама игра устроена конкурентным образом, и тут президент вряд ли сможет что-то изменить. Сейчас трем чиновникам даны привилегированные стартовые позиции, которыми они могут воспользоваться, а могут и все проиграть. 

Бывший глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев пошел на понижение, перейдя на должность первого вице-премьера в правительство (конечно, сохраняя позицию в «Газпроме»). Министр обороны Сергей Иванов пошел на повышение до позиции вице-премьера, что означает в том числе и контроль за ВПК. Бывший Тюменский губернатор Сергей Собянин получил самое впечатляющее повышение – на должность главы Администрации Президента, не имея пока ни прописки среди петербургской команды, ни «своей» отрасли экономики, если не считать естественных связей в нефтянке.

Владимир Путин должен лучше всех понимать ограничения «преемственности власти» в России. Рубежный момент его правления, арест Михаила Ходорковского осенью 2003 года, стал инструментом не только удаления ельцинской «семьи» (отставки сначала Волошина, потом Касьянова) и обрыва этой преемственности. Далее последовали и другие контролируемые и неконтролируемые последствия.

Консолидация власти, победа «питерского» землячества сопровождались ослаблением роли ряда государственных институтов, прежде всего, Государственной Думы и правительства. Что касается влияния губернаторов, то наблюдался двойной процесс: ослабление их федеральных позиций при одновременном усилении позиций наиболее сильных фигур в своих регионах.

Однако функции законодателя и правительства никуда не делись, и Кремль не захотел, да и не смог бы их заместить. Распространенная и часто справедливая ирония в отношении правительства Михаила Фрадкова - следствие не только личных слабостей премьера, но и данных «объективных факторов». Поскольку реформа правительства задумывалась в Администрации Президента, то логика понятна: может, и хотелось сыграть в реформу, но все равно получилась номенклатурная интрига по удалению конкурентов.

Если следовать обыденной логике, то ослабление парламента и правительства, включение губернаторов в «вертикаль» должны были привести к укреплению власти президента и его администрации, не ограниченной другими институтами. Но более внятные представления справедливо подсказывали противоположный результат. Кремлевская администрация сама стала тонуть в потоке проблем и внутренних интригах, а делегирование ответственности на другие уровни – в правительство, в Думу, на уровень губернаторов - чаще всего приводили к специфическому саботажу: мол, мы, конечно, выполним ваши вредные указания, но вам же будет хуже.

По крайней мере, многие чиновники в правительстве и депутаты Госдумы в такой логике и работают, от чего никого уже и не смешит критика законов со стороны парламентского большинства и критика правительства со стороны его членов.

Иными словами, президент Путин получил возможность управлять кадровыми назначениями в стране ценой потери рычагов управления страной. То есть он не создал политики, которая могла бы быть успешно продолжена вне вопроса о персоналиях, как невозможно было полностью отменить результаты политики великих реформаторов прошлого, начиная с Петра I. Сам Владимир Путин отменил многое из наследия Ельцина, кроме, собственно, главного дела его времени - либеральных реформ. У нынешнего президента все слишком завязано на персоналии и «команду»; в чем его дело, кроме общей "стабилизации", - непонятно. Этого мало, чтобы надеяться всерьез на преемственность.

Преемственность чему? «Питерскому землячеству»? Но это не субъект политики, группа внутренне конфликтна, нестабильна и совершенно не соразмерна России.  

Стремление управлять реальностью, а не фикциями, тем не менее, у президента и его команды имеется. Непосредственным объектом управления Кремля стали крупнейшие отрасли экономики: расширяющийся «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», РАО "РЖД", оборонка и др. За пределами непосредственного контроля разных групп высших кремлевских чиновников осталось пока РАО "ЕЭС". Контроль за важнейшими секторами экономики играет роль марксистского базиса сложившейся модели управления страной.

Все вышесказанное имеет прямое отношение к проблеме передачи власти в 2008 году. В качестве критерия преемственности правящей группой понимается сохранение контроля за крупнейшими секторами экономики. При этом условий для такого формата сохранения власти и влияния еще меньше, чем в 1999 году. Олигархи и «семья», по крайней мере в большинстве случаев, свое влияние оформили в виде частной собственности, которую даже в России отобрать сложнее, чем государственную компанию у назначенного управляющего.

Но все же «Газпром», который пока стоит за Димитрием Медведевым, и ВПК, которую попытается освоить Сергей Иванов, имеют существенное значение в данном контексте (как и позиция Владимира Якунина в "РЖД", как и вероятное назначение Сергея Кириенко в Минатом, как и непревзойденная стойкость Анатолия Чубайса в РАО "ЕЭС").

Однако грубая материалистическая логика владения кусками крупного бизнеса буквально на выбор преемника не повлияет (тут есть конкуренция) и тем более не гарантирует его избрания. В рамках предвыборной президентской кампании 2008 года участникам еще предстоит создать собственные (а не государственные) ресурсы, прежде всего политические. И это относится не только к преемникам, но и к оппозиции, если таковая возникнет.

Дмитрий Медведев имеет шанс создать свой собственный политический ресурс, если сможет из правительства сделать нечто достаточно вменяемое и сильное - хотя бы для т.н. «национальных проектов». Но это сложнейшая задача, имея в виду, что данные «проекты» разработаны пока плохо, сами по себе частичны и не решат большинство проблем социальной сферы, а правительство пока не может ничего.

Сергей Иванов в лучшей стартовой позиции (меньше рисков), а политический ресурс на его должности может появиться в результате какой-нибудь впечатляющей победы над какими-то врагами. Но это – потом, а ближайший рубеж в установлению контроля за ВПК и в силовых корпорациях – армия - все же ропщет от засилья чекистов.

У Сергея Собянина первая задача – выжить в осином гнезде Администрации Президента, стать своим для питерских и поддержать баланс между, условно говоря, Сурковым и Сечиным. А потом надеяться, что баланс будет настолько прочным, чтобы суметь опередить и «чекистов», и «юристов».

У всех есть шанс, но для его реализации придется в какой-то момент публично эмансипироваться от властных группировок и установить прямой контакт с населением и элитами, что справедливо будет воспринято этими группировкам как опасность, и все силы будут направлены против пытающихся реализовать подобное. Кто сумеет стать достаточно самостоятельным политиком, а потом выдержать удар, тот и станет президентом.

В любом случае правящим группировкам не удастся осуществить преемственность в смысле длительного сохранения контроля за крупными отраслями экономики в тех же руках. Настоящую власть нельзя построить на такого рода прагматике, поскольку контроль даже за «Газпромом» еще никак не отвечает на вопросы о накопившихся несправедливостях в стране и о ее месте в мире. А эти вопросы имеют свою логику, более мощную, чем страх чиновника потерять работу.

См. также:

  • Арсенин. 2008 года не будет
  • Досье. Новые назначенцы
  • Лейбин. Кампания 2007-2008 началась
  • Арсенин. От Гоголя до Беккета
  • Арсенин. Теорема маршала Шапошникова
  • Арсенин. Политическая жизнь в дачном режиме

.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).